Cветлана Ворончихина
Консультация для родителей «Создание в семье эффективной развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Природный дар речи есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в развитии связной речи детей.
Родителям важно создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Создание в семье эффективной развивающей речевой среды для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.
Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В семье необходимо большое внимание уделять приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге.
Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.
Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. Родители должны разговаривать с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор должен проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с родителями, спрашивает, рассказывает. Речь родителей может состоять из вопросов, пояснений, указаний, объяснений.
Правильная речь в семье как образец для ребенка. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье.
Одно из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных домашних занятий с родителями. Эти занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес.
Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать:
1. В общении с детьми чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия.
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия отражая в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.
3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
4. Помните! Развивается то, что тренируется.
Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта. Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта.
5. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит
6. С 4 лет используйте ситуацию «письменной речи».
Даже с очень маленькими детьми очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия.
7. Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.
8. С 4 лет и старше малышу очень нужно общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре.
9. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку.
10. Сочиняйте сказки.
11. Играйте с малышом в загадки.
12. Делайте самодельные простейшие книжки с результатами словесного творчества малыша.
13. Играйте с ребенком в рифмы.
14. Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом, то Вам поможет грамматическая игра.
15. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения.
16. Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими.
17. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире.
Работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно.
Таким образом, развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.