Юлия Юшкова
Консультация для родителей «Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики"
Человек начинается с детства.
Публикация «Консультация для родителей „Социально-личностное развитие дошкольника средствами народной педагогики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Именно в детстве происходит процесс социализации, или адаптации, ребенка в мире взрослых и детей путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, правил и способов поведения, присущих обществу.
Многие известные педагогики и философы (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, К. Н. Вентцель, В. А. Сухомлинский) обращали внимание на необходимость ранней социальной адаптации ребенка, так как качества, привитые с детства, оказываются прочными и воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности.
Что же нужно сделать нам, взрослым, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным? Как помочь детям получить запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях? Обратимся к народной педагогике.
Народная педагогика определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п. " (Г. Н. Волков).
Насыщенные яркой образностью и выразительностью средства народной педагогики занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.
Народная педагогика определяется как "совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п. " (Г. Н. Волков).
Насыщенные яркой образностью и выразительностью средства народной педагогики занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств.
Какие же средства народной педагогики могут обеспечить успешность социальной адаптации дошкольника? Они очень просты и всем известны. Это устный литературный и музыкальный фольклор, народно-прикладное искусство, народные игры и танцы, народные календарные праздники.
Они мудро создавали ребенку условия для присвоения им духовных ценностей, предлагая в самых различных жизненных ситуациях богатые разнообразными переживаниями образы и впечатления.
Для воспитания средствами народной педагогики нет необходимости создавать специальные условия, все это происходило в повседневной жизни, в процессе любого вида деятельности.
Все дети любят слушать сказки. Читайте сказки перед сном, дневным или ночным. Для детей в равной степени привлекательны и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и ее чудесный вымысел. В особенности трогает ребенка судьба сказочных героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Все сказки учат добру и служат воспитанию нравственности лучше всяких занятий по этике. То, что ребенок поймет и почувствует через сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает увеличиваться лексика со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.
Лучшие образцы речевой культуры отражены в фольклоре. В произведениях устного народного творчества – в пословицах, поговорках, загадках, потешках - заложены языковые нормы, образцы речи, поднятые до высоты эстетического идеала.
Обращение к фольклору обеспечивает формирование таких коммуникативных качеств, как логичность, точность, выразительность речи.
Интересным педагогическим материалом являются прибаутки, построенные в вопросно-ответной форме, которые можно использовать по дороге в детский сад, домой. Их живописные сюжеты побуждают детей к творческим проявлениям в певческой и театрализованной деятельности.
- Федул, Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался!
Использование песенного фольклора открывают большие возможности в музыкальном воспитании детей.
Народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением являются лучшими хоровыми произведениями для разучивания.
Сам характер народных песен ("поющийся" текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствует выработке таких важных певческих навыков, как напевность исполнения и чистота интонирования.
Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Пение без сопровождения (а это традиция звучания народной песни) является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха.
Чудом являются вещи, придуманные и созданные народом и призванные украшать нашу жизнь и наш дом.
Глиняные расписные свистульки, элементы национального костюма, золотая хохлома на детском стульчике – все это поможет ребенку увидеть красивое, открыть для себя мир прекрасного. А это сильное противоядие против уродства и безобразия. Ребенок будет стремиться к гармонии, ему захочется вести себя красиво, достойно. Многое меняется в поведении ребенка, который соприкоснулся с красотой.
Неисчерпаемые богатства народной игры. Во время прогулки предложите детям подвижные игры, которые способствуют физическому развитию и помогают освоить нравственный, трудовой опыт социальной жизни.
В играх "Я по горенке шла, клубок ниток нашла", "Заинька", "Репка", "Редька" проявляются в единстве не только ловкое и сильное движение, драматическое действие, пение, но и содержится масса сведений о том, что, например, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать "с конца, да не сорвать с кореньица", не повредить.
Особое внимание следует уделить народным праздникам. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни, воспитательное значение которой неоценимо. Они естественным образом ориентированы на создание благоприятной воспитательной среды для детей разного возраста. Кроме того, в народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой.
Чтобы научить ребенка искусству жить в ладу с природой, а значит и с самим собой, друг с другом, дайте ему возможность почувствовать атмосферу таких народных праздников, как Масленица, Святки, Кузьминки и другие.
Посмотрите с ребенком выступления фольклорных ансамблей, организуйте участие в играх, отведайте национальные блюда. Все это останется ярким воспоминанием в памяти ребенка на всю жизнь.
Неоценимы возможности народной культуры в социально-личностном развитии детей. Однако необходимо помнить, что в дошкольном детстве ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важными являются прежде всего те ценности, которые признаются его родителями.
Можно прочитать много добрых сказок, выучить десятки пословиц, спеть множество народных песен, но если в семейных традициях, обычаях, укладе и образе жизни мало заботятся о сохранении нравственного начала, объясняя «это реалиями сегодняшнего дня», сможет ли ребенок устоять перед потоком негативной информации с экранов телевидения, перед видеоиграми, пропагандирующими насилие, агрессию, перед токсикоманией, наркоманией, которые процветают среди подростков и молодежи? Какой выбор сделает?
Крайне важно помочь ребенку сделать первые шаги в правильном выборе нравственных норм и идеалов.
Дети - это воплощение чуда, живущего рядом с нами. Они такие наивные и мудрые, искренние и чувствительные, они – как чистый лист бумаги, на котором можно записать все, что захочется. От того, как мы введем их в мир зрелости и мудрости старших, какой нравственный багаж дадим в дорогу, зависит их успешность, благополучие и наше будущее.