Светлана Гайдамака
Консультация для родителей «Сказка, которая исцеляет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с терапевтическими возможностями сказки, дать рекомендации для проведения сказкотерапии в домашних условиях.
Лечение сказкой или сказкотерапия — это воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Это отличный способ сблизиться со своим ребёнком. Сказкотерапия – это один из самых лучших способов донести своему ребенку сложные вещи, которые ему легче воспринимать через сказку.
Темочки:
Когда дети осознают, что такое хорошо и, что такое плохо от своих родителей, в семье возникает связь родителя со своим ребенком, это способствует не только укреплению моральных ценностей у детей, но и повышает степень доверия ребенка к своему родителю.
Дети мыслят образно, поэтому с помощью сказкотерапии мы можем достигнуть больших результатов, чем просто беседуя на какие-то темы. Детям до 10 лет проще донести серьёзную информацию, используя при этом фантастические и невероятные примеры, которые в сказках преувеличены. Это помогает детям лучше осознать то, что ему хотят рассказать.
Малыш, который слышит историю с вымышленными персонажами, воспринимает всё реально. Дети сопереживают, радуются вместе с героями. Но если ребёнок чем-то обеспокоен, он сказу же «примеряет» ситуацию из сказки на себя, что помогает ему решить, как нужно поступить. Дети сразу же проникаются к доброму персонажу. Сказка помогает ребенку примерить на себя позитивную сторону персонажа, который, на его взгляд, прав.
Однако, не нужно рассказывать ребенку только положительные истории. Ведь наша цель научить справляться с какой то ситуацией, воспитать силу духа, желание бороться со злом и быть добрым. Вы же не хотите, чтобы ваш ребёнок воспринимал окружающее в розовом цвете?
Так же не стоит рассказывать ребенку, сколько всего плохого может его ждать.
Рассказывая сказку, не забывайте, что это фантазия, и старайтесь, чтобы количество положительных моментов было приблизительно равно количеству негативных.
Чтобы ребёнок лучше понял, в чём заключается правильное поведение, используйте ударение, следите, чтобы таких слов, как: упал, разбился, ужасный, злой…была немного меньше, и преобладали слова: дружить, смелый, добрый, красивый.
Для сказкотерапии не важно, чья это будет история: ваша, авторская или же народная, основное тут выбрать историю, которую вашему ребёнку не надоест слушать несколько раз подряд. В конечном счёте, вы сможете рассказывать ребёнку одну и ту же историю, лишь проецировать его на проблемы, которые возникают и подбирать решение проблемы, которая его беспокоит.
Ребенка постарше, стоит натолкнуть самого разобраться в некоей ситуации, и задавая наводящие вопросы, предлагать ему самому сочинять сказку.
Многие дети так и пытаются решить, волнующие их вопросы. Они самостоятельно придумывают себе героя, чтобы понять, как бы он поступил и решая, как это будет справедливо и правильно, воплощают это в своей жизни.
Для лучшего эффекта, сказкотерапию лучше проводить спустя некоторое время после того, когда с ребёнком произошла неприятная ситуация. Пусть отдохнёт, немного отвлечётся и тогда будет проще ему помочь.
Для лучшего восприятия, ребёнку нужно послушать сказку, перед тем как он ложится спать: днём или вечером.
Чтобы ребёнок легче смог понять, пофантазировать, нужно начать сеанс сказкотерапии словами, например: «когда-то/где-то далеко-далеко», «давным-давно, в одном королевстве.». Это поможет ему представить место происходящего. Можно даже помочь ребёнку «превратиться» в сказочного персонажа, к примеру: выключить свет, одеть ребёнку разноцветную пижамку.
Виды терапевтических сказок
1. Дидактические сказки
Сказки, которые развивают и обучают. Закладывают в детей основу учебных знаний и дают представление о новых понятиях. В таких сказках возможно одушевлять предметы, буквы, цифры. Сказки рассказывают детям о семье, растениях, животных, правилах поведения, в увлекательной форме.
2. Художественные сказки
В народных сказках чтутся традиции и опыт человечества. В этих сказках предпочтительность отдана нравственности – эстетическим принципам, информации о взаимопонимании и взаимоотношении людей, а поэтому их используют в педагогике.
Издавна художественные сказки ширились и наполнялись, они содержать вековой опыт.
3. Диагностические сказки
Подсознательно, ребёнок выбирает для себя персонажа и действует соответственно, выбранной им модели. Поэтому, девочка выбрав себе в герои мышку- норушку, будет хрупкой и застенчивой. А мальчик, выбравший капитана, будет стараться командовать и чувствовать себя главным.
4. Профилактические сказки
Чтобы сформировать личность, в памяти ребёнка, с помощью сказкотерапии, закладывается представление различных ситуаций, знаний об окружающих, о себе. Так и закладывается дальнейшее восприятие мира ребёнка.
5. Лечебно-психологические сказки
Сказки, которые проецируют в себе жизненные ситуации. Там, где ребёнок проживает жизнь вместе в главным персонажем и воспринимает как победы, так и поражения на свой счёт. Это даёт возможность ребенку посмотреть на себя со стороны, и возвращаясь в реальность, ребёнок чувствует себя более уверенным и защищённым, пытаясь применить навыки в жизни, борясь со своими проблемами и страхами.
6. Медитативные сказки
Чтобы снять усталость и напряжение - это самый подходящий вариант. Если ребенок эмоционально настроен негативно, сеанс сказкотерапии поможет ему успокоится и найти способ расслабиться.
Как сочинить сказку, что бы она была не только интересной, но и полезной? Вот некоторые наши рекомендации :
1. Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.
2."Старая сказка по-новому". В знакомой ребенку сказке главные герои наделяются противоположными качествами.
3."Необычная сказка". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты считаешь, зайчата храбрые или трусливые?"; "Какого цвета у них шерстка зимой?". А потом переходите к сочинению самой сказки : "Мне как-то рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и никого он не боялся. "Дальше предложите продолжить сказку ребенку.
Сказки создают словесные картины человеческой жизни, мира животных и оживляют детскую фантазию. Поступки, чувства, мысли персонажей, их взаимоотношения, события, которые с ними происходят, предметы, которые их окружают, - все это отражено в слове, несущем в себе номинативно-образное и эмоциональное значение. Дети верят всему, о чем говорится в сказке, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Поэтому давайте будем читать сказки, исцелять свою душу и воспитывать наших детей в непосредственной связи с их «корнями», великим наследием нашего народа.