Акимова Татьяна Ивановна
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы на тему:"Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр", так как дети младшего возраста видят окружающий мир "глазами и руками".
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Корней Иванович Чуковский в книге "От двух до пяти" писал:"Всё дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети- вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны только с конкретными образами.
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у детей отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Я думаю что, решить эту проблему может только игра, которая является основной деятельностью малышей. Сегодня мы поговорим о дидактических играх, которые помогают развивать сенсорные возможности детей. Но дидактическая игра не может быть без самих игрушек. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять действия с ними, общаться с людьми посредством речи. Они через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику рук, а, значит, и речь малыша.
Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей?
- дети учатся сосредотачивать внимание
-развиваются умственные способности
-развиваются умения осмыслить правила игры, последовательность действий
-они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий к окружающему миру
-формируются представления, о том что их окружает
- усваиваются полученные знания
- развивается у детей общение.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Дети учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др.
Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливыми, честными, уступчивыми.
Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок.
Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают заключения:" Такой же шарик. Такой же флажок. Грибочки разные. Перчатки одинаковые". Дети любят играть в такие игры как: " Разложи по цвету" ," Спрячь мышку", " Большой и маленький" и т. д.
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом. Сопровождаю их загадками, потешками, стихами- это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения. Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах и в течение всего дня.
Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботиться об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботиться об усложнении игры.
Для создания игр использую самый доступный материал (счёты, бусы, шнуровки, крышечки и т. д.) Сезонное дерево. Дети с удовольствием "наряжают" дерево в соответствии со временем года. Например, зимой на веточки дети вешают снежинки, весной- зелёные листочки и цветочки. В группе есть материал на развитие тактильных и пальчиковых ощущений (шишки, жёлуди, орехи, горох, фасоль).
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. На прогулке дети трогают, нюхают, рассматривают.
На занятиях по сенсорному воспитанию дети преобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Сейчас вашим детям два года. В этом возрасте детей надо знакомить с шестью цветами спектра, белым и черным цветом, с такими формами как круг, квадрат, прямоугольник, овал. В этом возрасте не следует требовать запоминания и правильного употребления детьми названий цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Основными приемами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности малышей является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме.
"Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Уважаемые родители играйте с детьми дома.
Игра "Рассыпалась мозаика"
Цель:закреплять у детей умения группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику рук.
На столе рассыпалась мозаика из четырех цветов. Надо разобрать мозаику по коробочкам.
Игра "Чудесный мешочек".
Дети опускают руку в мешочек с геометрической фигурой и пытаются на ощупь определить форму, затем достают фигуру и называют форму и цвет. Например (кубик зелёный).
Игра " Сухой бассейн" с пробками.
Цель: развивать координацию движений, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.
Игра " Веселые рисунки с манкой".
Цель: развивать мелкую моторику, воображение, мышление, тактильные ощущения.
У меня есть картотека игр. Я могу предложить их вам, уважаемые родители.
Посмотрите на жизнь
Вы глазами детей,
Сколько радости,
Сколько открытий
Шаг за шагом с ребенком смелей
Вы по этой планете идите.
Расскажите о звёздах,
О синих морях,
Вместе пойте, творите, мечтайте.
Как прекрасная фея в
Чистых детских сердцах
Огоньки доброты зажигайте.
Т. Шикалова. ,