Наталья Путилова
Консультация для родителей: «Семья и ребёнок с речевой патологией»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — одна из важнейших линий развития ребенка, именно в дошкольном возрасте.
Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.
Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить.
Публикация «Консультация для родителей: „Семья и ребёнок с речевой патологией“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать.
Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающей среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают её развитие до преддошкольного возраста.
Третьи думают, если ребёнок узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К. И. Чуковского, то речь их ребёнка будет правильной, понятной и чёткой.
А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?
Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет чёткая и ясная речь.
Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с пелёнок.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи.
Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда — это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Главную роль играет обогащённая или необогащённая среда.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.
Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи.
Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:
1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.
2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.
3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка.
Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются.
Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.
4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер.
Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления.
Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него формируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.
Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.
Эмоциональное общение взрослого с ребенком является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации. Для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
За речью ребенка важно следить всегда и везде.
Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия.
В частности, ребёнок должен :
1. Быть здоровым (психические и соматические мед показания);
2. Иметь в норме умственные способности (когнитивные функции);
3. Иметь полноценный слух и зрение;
4. Обладать достаточной психической активностью;
5. Обладать потребностью в речевом общении;
6. Иметь полноценное речевое окружение.
Если родители часто общаются с ребёнком, играют с ним, читают сказки, разучивают стихотворения, то обычно речь малыша развивается своевременно и правильно.
Для этого родителям рекомендуется соблюдать ряд правил:
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка, не перегружайте его речевыми занятиями;
- В общении с ребёнком всегда следите за своей речью;
- Не подстраивайтесь под лепет вашего малыша, говорите с ним не торопясь, чётко произносите звуки и слова;
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка, но ни в коем случае не смейтесь над ним;
- Не оставляйте вопросы детей без ответа, убедитесь, что ваш ответ понятен ребёнку.
Положительного результата в речевом развитии ребенка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов (если такой специалист есть в детском саду).
ля этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребенка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязанно — решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения.
Цель родителей :
в раннем возрасте обеспечивать богатство внешних впечатлений и опыта для создания и расширения базы речевого развития ребенка;
формировать понятийную и активную речь;
в дошкольном возрасте (3—7 лет) обеспечивать комплексное развитие всех компонентов устной речи (произносительной стороны, словаря, грамматического строя, связной речи);
в дошкольном возрасте (4—7 лет) обеспечивать подготовку к усвоению письменных форм речи (чтения и письма).
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, которые решаются в процессе взаимодействия семьи и детского сада.
Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Занимаясь с ребенком, родители должны поддерживать хорошее, доброе настроение, набраться терпения и не раздражаться, далеко не все будет получаться с первого раза.
Почаще хвалите ребенка и радуйтесь с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.
Ваш доброжелательный настрой – залог успеха. Всегда помните – благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей!