Ольга Андреева
Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Семья глазами ребёнка»
Подготовила Андреева О. В.
Публикация «Консультация для родителей „Семья глазами ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями. Внимательное, любовное, уважительное отношение родителей к ребенку способствует самопринятию ребенка. Неприязненное, неуважительное, пренебрегающее отношение приводит к непринятию ребенком себя, к переживанию своей малоценности и ненужности. У многих, даже внешне вполне благополучных детей, существует ощущение, что взрослый мир его не понимает, является враждебным, что родители не любят его, что семья ему чужая. В результате ребенок замыкается, отдаляется от семьи, уходит от реальности в вымышленный мир своих фантазий. Родители теряют с ним контакт, и восстановить его далеко не всегда удается.
Если ребенок получает в семье достаточную порцию любви и понимания, то у него уже есть «запас прочности» для того, чтобы выжить в нашем непростом мире и сохранить свое психологическое здоровье. Поэтому родителям важно видеть, что творится в душе ребенка, достаточно ли внимания он получает от взрослых, что необходимо изменить и добавить в свое общение с ним. Каждый ребенок ожидает от своих родных безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. В семье он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя. Ребенок во многом сам определяет, каким ему быть, воспитывает себя. Дети не только познают окружающий мир, но и в своем восприятии изменяют мир так, как им больше хочется.
Принятие желаемого за действительное мы встречаем сплошь и рядом. Чей папа самый сильный? Чья мама самая нежная? Конечно же, собственная. Используя свое яркое воображение, ребенок вмиг превращает себя в принцессу, комнату – в дворец, диван – в роскошный лимузин. В играх дети не только воспроизводят мир взрослых, но и создают себе то, чего им не хватает, то, чего они желают.
На основе своего жизненного опыта ребенок может прийти к разным внутренним позициям:
1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже.
2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня.
3. Я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам
4. Я не нужен и нелюбим. Оставьте меня в покое.
Юное создание не всегда понимает, что родителям нужно зарабатывать деньги. Дети хотят, чтобы взрослые уделяли им больше внимания, а родители желают после работы расслабиться в кресле, а не играть в прятки, или догонялки. Разные приоритеты отдаляют малышей от взрослых. И если родители вовремя не заметят, что произошел раскол, они уже ничего не смогут сделать, когда трещина превратится в пропасть. Родители обязаны интересоваться желаниями малыша, а не навязывать ему свое мнение. Нельзя всех детей воспитывать по шаблону, надеясь получить идеальный результат. Дети, словно губки, впитывают все, что видят и слышат. Малыши хотят быть похожими на пап и мам. Но если взрослые не уделяют своему чаду достаточно внимания, то ребенок может «отбиться от рук». Малыш будет капризничать по любому поводу, станет часто шалить и баловаться. Порой ребенок может вести себя слишком агрессивно. Родители будут кричать на чадо, пытаться образумить его. Но это не поможет. Почему? Нужно всегда стараться войти в положение ребенка, понять причину его поведения. Шалости и проказы – это способ малыша привлечь к себе внимание.
Для родителей ребенок всегда будет глупым маленьким созданием, которое ничего не понимает. Но если взрослые посмотрят на семью глазами ребенка, то сильно удивятся.
Малыш считает себя центром вселенной. Ему кажется - все, что происходит в мире, делается для него. Поэтому, если взрослые ссорятся, ребенок тут же думает, что это из-за него. Дети не всегда могут выразить свои мысли, чувства. С первых лет жизни и до подросткового возраста они считают, что родители существуют исключительно для того, чтобы приносить радость их персоне. И, если взрослые чем-то недовольны, значит, нужно искать проблему в себе. Папа накричал на маму? Малыш расстроился и начал думать, в чем же он провинился. Мама выгнала папу из дома? Ребенок в недоумении, как папа мог уйти, неужели он их разлюбил? Любая ссора родителей очень болезненно переносится малышом. Чем чаще взрослые ругаются, тем больше комплексов они навешивают своему чаду.
Семью глазами ребенка можно увидеть с помощью простого опросника. Воспитатель задает малышу вопросы, а тот быстро и откровенно говорит то, что ему пришло в голову: «Я думаю, наша семья…». «Моя мама…». «Мой папа…». «Я люблю родителей за то…». «Я хочу, чтобы родители…».
Насколько хорошо родители понимают и знают своего ребенка, выяснить очень легко. Нужно дать взрослым и детям одинаковые анкеты и посмотреть, совпадут ли ответы. Мир семьи глазами ребенка держится на том, что любит малыш. Взрослые должны хорошо знать предпочтения своего чада. Все любимое: занятие, цвет, блюдо, вещь, праздник. Лучший друг.
Заветное желание. Лучший мультик.
Счастливая семья глазами ребенка – это мир, где малыша любят и превозносят. Выяснить отношения малыша и взрослых легко. Дать ребенку задание нарисовать семью и посмотреть внимательно на рисунок ребенка.
1. Очередность.
Ребенок будет рисовать всех членов семьи друг за другом. Если отношения со взрослыми хорошее, то малыш поместит себя в центр. Рядом с ним, по обеим сторонам, должны стоять родители. Дальше могут идти бабушки, дедушки, тети, дяди и домашние животные. Если ребенок кого-то не нарисовал, глупо думать, что он просто забыл. Значит, персона, которая «не влезла» в лист, не оказывает никакого влияния на малыша.
2. Размер.
Чем выше человек на рисунке, тем больший он имеет авторитет для ребенка. Если малыш самым крупным нарисовал себя, значит, у него раздуто эго, и родители по первому зову выполняют все приказы малыша.
3. Цвет.
Яркие краски показывают хорошее отношение ребенка к членам семьи. Если кто-то из взрослых раскрашен черным цветом, это показатель личной антипатии ребенка к взрослому.
4. Расстояние.
Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, ребенок считает, что у него хорошие отношения со взрослыми. Кто-то из родственников стоит отдельно? Значит, ребенок недолюбливает личность.
Чтобы чадо росло в любви, надо не забывать время от времени ее проявлять. Для малыша жизненно необходимо знать, что он любим. Как же воспитывать ребенка, чтобы он вырос полноценной личностью? Надо его не баловать, но и не обделять. Быть справедливым, наказывать за дело и поощрять за достижения. А еще не ограничивать творчество и всегда давать шанс высказаться.