Елена Брунова
Консультация для родителей «Семейные взаимоотношения и моральное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Хорошая семья – это великий дар. Когда-то Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома?» Всем хорошо известна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». Так оно и есть. Всё, что делают взрослые непроизвольно «записывается» или фиксируется детьми, а после воспроизводится в их взгляды на жизнь, слова, поступки. Педагоги и психологи утверждают, что примерно до 5-летнего возраста у ребёнка можно выработать хорошие привычки путём их подражания взрослым. Это значит, что родители и другие взрослые в семье должны не читать детям нотации, которые малыши так не любят, тем более, если они являются пустыми словами, а поступать соответственно с тем, что они хотят воспитать в своих детях.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Что необходимо малышу с момента рождения? Питание и уход. Но общение также необходимо ребёнку, как и пища. Если малыш лишён постоянных контактов со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но и физически: не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.
Общение бывает разное – благоприятное и вредоносное. Благоприятный стиль общения – это приветливые взгляды, добрые слова и ласковые прикосновения.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы малышу просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Взрослые должны учиться выражать свою любовь к детям независимо от их состояния, поведения. Мы не должны мириться с плохим поведением детей, но наказание – это последнее средство, а не первое, как это часто случается. Очень важно контролировать свой гнев, хотя случается, что усталый, раздражённый родитель не может себя сдерживать. Если так случилось, имейте мужество извиниться. Иногда это даёт неожиданные результаты – восстанавливается связь с ребёнком. Воспитание детей не отвергает необходимость наказаний совсем, но сводит их к минимуму. Телесные же наказания унижают ребёнка, вызывают с его стороны агрессивность, теряется уважение к родителям. Это и есть вредоносное общение с детьми, которое крайне нежелательно.
Благополучие семьи определяется не материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением прививают детям трудолюбие, честность, доброту, настойчивость. На этих четырёх «китах» и должна строиться воспитательная работа в семье. Причём начинать надо с доброты. Бытует такое мнение родителей (особенно отцов) : «В наше время в детях надо воспитывать не доброту и жалость, а бойцовский характер, который поможет им в жизни». Подобные рассуждения вредны не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растёт в семье сын или дочь. Настоящие волевые качества человека не только не исключают доброту, отзывчивость, чуткость, а наоборот, они должны присутствовать, т. к. в противном случае из ребёнка вырастет эгоист – жестокий, бессердечный, наглый тип личности, который ни в коем случае не может быть примером для подражания.
Чтобы ваш малыш не вырос эгоистом, родителям надо найти для него постоянное, значимое для всей семьи дело, которое являлось бы реальной практикой заботы о другом человеке: пожилой бабушке, младшей сестре, родственнике – инвалиде.
Об этом писал В. Сухомлинский: «Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о другом человеке».
Дети должны привлекаться к участию в домашних делах. Поощряя их даже за незначительную помощь, подчёркивая их причастность к общим заботам семьи, родители тем самым укрепляют их веру в свои силы.
Детский ум сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации, интернет, изменения в методике обучения и т. д. Прежние спутники детства – сказки, игры, мечты уже не владеют детскими душами. Эмоциональное воспитание во многих семьях подменяется рациональным информационно-практическим. Вот и появляются всезнающие, но сухие и равнодушные малолетние «старички» и «старушки», которых трудно чем-то удивить.
Можно ли этого избежать? Да, есть такие семьи, где сказка, интересная история, добрая шутка звучат из уст всех близких родных. Эти взрослые не просто рассказывают или читают книгу ребёнку – они переживают все события вместе с ним. Именно совместное переживание делает эти беседы ценными в нравственном отношении.
В семьях, где с раннего детства детям дают возможность «тренироваться» в заботе о родных и близких, чем-то жертвовать для других, уважать старших, трудиться, добиваться своей цели – все эти моральные качества становятся чертами характера взрослого человека, которые побуждают его к высоконравственным поступкам везде и всюду, во всех жизненных обстоятельствах.
Несмотря на кризисы, которые переживает и будет переживать семья, именно ей принадлежит ведущая роль в приобщении дошкольника к общечеловеческим ценностям.