Папки-передвижки

Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Ирина Дебус
Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
▼ Скачать + Заказать документы

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,

воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся

выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно

поддержать их в этом. Часто, по разным причинам –из-за отсутствия

времени, неуверенности в силах ребенка –мы стремимся сделать все

за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли маленький

ребенок быть самостоятельным?

Публикация «Консультация для родителей „Самостоятельность ребенка, Ее границы“» размещена в разделах

Уже к четырём годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя, это может привести к

негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие. То

есть, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот, ребенок

начинает отрицать все, что он делал раньше, ребенок все хочет делать сам,

отказываясь от помощи взрослого и добиваться самостоятельности даже

в том, что еще мало умеет. Воспитывать в ребёнке самостоятельность – это

сложно. Но существует простой закон воспитания самостоятельности не надо делать за ребёнка то, что он способен сделать самостоятельно.

Давайте попробуем составить перечень действий, доступных для выполнения детям старше 4-5 лет:

*Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду;

правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться

полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

* Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

одежду складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы.

*Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или

обращаться за помощью к взрослому.

*Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

* Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу закрытым ртом.

*Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

* Убирать игрушки, строительный материал в определенное место.

К четырем годам ребенок также может :

— подметать или пылесосить полы;

— вытирать пыль с мебели;

— поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных

материалов (календарь, график);

— менять воду в поилке и кормить домашних животных;

— развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;

— в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;

— застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;

— насыпать в тарелку хлопья для завтрака;

— намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым

ножом или обратной стороной ложки;

— взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;

— перемешивать салат;

— чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);

— собирать ягоды с кустов

Для того, чтобы приобрести эти навыки требуется помощь взрослого. Надо

создать необходимые условия для проявления самостоятельности.

Приспособить к росту ребенка вешалку для одевания, выделить место для

хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца,

обуви и т. д. Но создание условий еще недостаточно для формирования

навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо правильно руководить действиями детей. Прежде, чем ожидать

от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым

в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям

необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к самостоятельной

жизни, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть

достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность ребёнка

очень важна для будущего формирования личности.

Когда ребёнок-школьник уже во втором или третьем классе и при этом не в

состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых

уроки или собрать портфель, это уже проблема. Зачем ребёнку как-то

напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё

сделать за него?

Рассмотрим основные неправильные методы воспитания детей, которые

приводят к развитию у детей несостоятельности:

Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности

у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат

на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним

будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом, родители,

или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребё нка: физическую

составляющую, социальную и психологическую составляющую развития

ребёнка. Так, что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо

самостоятельно.

Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют,

ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный

подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии

оценить последствия собственных действий, а значит, в будущем он не

способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без

команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка

развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно

«вылезает боком» в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в

воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.

Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку

приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая

тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка.

Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле «кто в лес кто по дрова» и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно.

Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребё нка: накормить, одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам безразличны успехи ребенка в обучении, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно, при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор, пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей, безусловно, есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?

Вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком «воспитании» ребёнку дозволено всё,

а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада.

Конечно, в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным,

ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами «дай-подай».

А вот один из главных правильных методов воспитания самостоятельности – это : демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье

отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей,

позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье

самостоятельность ребёнка, безусловно, поощряется. Важно уделять ребёнку

достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в

семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей

помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок

воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как

необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на

развитии характера ребёнка.

Если ребёнок что-либо делает самостоятельно, то он обязательно ждёт похвалы, так что не скупитесь на хорошие слова. Не критикуйте слишком

жёстко, будьте мягче, иначе рискуете отбить у ребёнка охоту к труду

вообще. Если итог вышел не очень, то не концентрируйте внимание на

результате, а похвалите ребёнка за то, что он очень старался, когда

помогал. Терпение и снисхождение поспособствуют Вам в воспитании

самостоятельности у ребёнка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Чем полезен конструктор для ребенка»Консультация для родителей «Чем полезен конструктор для ребенка» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка»Консультация для родителей «Как не раскормить ребенка» .

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?»Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду?» Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от.

Консультация для родителей «О воспитании ребенка» Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители – пример всему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит,.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «У ребенка истерика» Почти у всех детей от 1 года до 3 лет изредка бывают истерии. В этом возрасте у ребенка появляются свои желания, он начинает чувствовать.

Консультация для родителей «Мир культуры ребенка»Консультация для родителей «Мир культуры ребенка» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Опубликовано: 23 января 2023 в 19:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка. Ее границы»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дебус (УИ 1213355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД