Екатерина Щукина
Консультация для родителей «Самое главное за год до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда начинать готовить к школе? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, на воспитателя детского сада.
Темочки:
Готовность к школе - это не только желание, но еще и умение учиться. Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать успешными учениками. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
-настроен исключительно на игру;
-недостаточно самостоятелен;
-чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
-не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др. ;
-имеет серьезные нарушения речевого развития;
-не умеет общаться со сверстниками, не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Обычно, когда говорят о "школьной" готовности ребенка, имеют в виду не только его интеллектуальное развитие, но и психологическую подготовку.
С первого дня школы от детей ожидают усвоения сложных социальных правил в классе. Отношения с одноклассниками заключаются в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых: сделать приятное, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми.
Учите ребенка не теряться, когда его критикуют или дразнят. В школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. Поэтому дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы ребенок понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на низкую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома вы понимаете его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите ребенка сообщать о своих желаниях словами, учите обращаться за помощью к взрослому или сверстнику.
Приучайте ребенка работать самостоятельно, чтобы он не требовал постоянного внимания и поощрения от взрослого. Ведь на уроке учитель не сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
Приучайте ребенка спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Чередуйте в течение дня спокойную работу за столом с подвижными играми. Так ребенок привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда он будет способен и в школе дождаться перемены.
С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
К 6 – 7 годам у ребенка должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя", которые помогают ему управлять своим поведением. Надо убрать игрушки, почистить зубы и т. п. - это активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых формируется дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (выучишь уроки)" и т. д. Ребенок уже может "захотеть и не заплакать", "не хотеть, но сделать", "захотеть и понять, потом выучить или сделать". Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.
Чтобы сформировать у ребенка волевые качества, приучайте его выполнять любые бытовые поручения или учебные задания следующим образом:
- ставьте перед ребенком такую цель, которую бы он принял и сделал своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- помогите наметить план действий;
- учите преодолевать трудности, делать определенные усилия для достижения результата;
- стремитесь, чтобы ребенок сам оценивал результат своих действий.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, а не просто как может. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.