Ткаченко Людмила
Консультация для родителей «С какого возраста «знакомить» ребенка с Дедом Морозом»
▼ Скачать + Заказать документы
Новогодняя атмосфера в городе будет встречаться ребенку буквально с пеленок — в зависимости от сезона рождения еще до года он так или иначе будет видеть и елки, и огни, и, конечно, фигурки персонажей новогодней истории, а, возможно, на прогулке и самого Деда Мороза.
В домашней обстановке родители сами решают, когда они будут вносить в жизнь своего ребенка новогодние атрибуты. Первая реакция на встречу с Дедом Морозом во многом зависит от особенностей ситуации, в которой происходит встреча, и от индивидуальных особенностей ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „С какого возраста „знакомить“ ребенка с Дедом Морозом“» размещена в разделах
Для детей до 3 лет нежелательно впервые знакомиться с Дедом Морозом в ореоле очень ярких мелькающих огней, сильных звуков, разрывов хлопушек. В такой обстановке ребенку трудно сосредоточиться, понять, чего от него хотят, когда представляют странному наряженному персонажу, который так не похож на настоящего человека. Тем более борода не позволяет четко считывать выражение лица, и ребенок может от этого испытывать большую тревогу, легко переходящую в страх.
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому нельзя точно назвать возраст, в котором малыш уже точно не испугается и будет рад встрече с Дедом Морозом.
Влияет также и характер малыша. Если ребенок не боится исследовать новое, с любопытством вступает в контакт с незнакомыми людьми, то он и к встрече с Дедом Морозом отнесется с интересом. Если малыш робкий, чувствительный к громким звукам, вспышкам света, неохотно подходит даже просто к незнакомым людям, можно уверенно сказать, что близко знакомить с Дедом Морозом его еще рано.
Несложные правила знакомства
Чтобы у маленького ребенка знакомство с Дедом Морозом прошло успешно, можно предложить следовать этим правилам.
Готовьте ребенка к новогодним праздникам заранее. Когда в городе появляются новогодние атрибуты, начинайте понемногу рассказывать про то, что есть такой праздник, что скоро все его будут отмечать, что и вы тоже будете к нему готовиться, немного расскажите о своих планах и традициях. Далее важно поддерживать интерес, добавлять детали, привлекать ребенка к подготовке.
Рассказывайте про то, что такое Новый год, простыми словами, про смену сезонов, про то, что все люди празднуют наступление нового года, так как впереди постепенный переход к весне.
Читайте и рассказывайте сказки, смотрите мультфильмы, в том числе и с участием Деда Мороза, желательно, чтобы его образ был добрым.
Когда Деды Морозы уже появятся на улицах города, в торговых центрах, покажите их ребенку издалека. Если малыш проявляет интерес, подойдите ближе. Если Дед Мороз вступает в контакт с ребенком, что-то у него спрашивает, протягивает конфету, смотрите на реакцию ребенка — если нужно, помогите ответить, скажите что-то доброе от себя и хорошее про своего малыша. Например, что вы давно не виделись с Дедом Морозом, но помните его подарки из своего детства, а теперь вот у вас есть замечательный сынок (дочка, который тоже будет рад поздравлениям и подаркам.
Если ребенок не хочет ничего говорить, читать стишок, не надо настаивать, просто поблагодарите Деда Мороза и попрощайтесь до следующей встречи. И уходите, чтобы ребенок мог переварить новые впечатления. Потом важно обсудить эту встречу. Если ваш малыш еще не говорит и не может рассказать, помогите ему выразить впечатление. В этом может помочь игрушка или картинка с Дедом Морозом — рассматривайте и называйте все коротко и отчетливо: «Дед Мороз — мы его встретили — поздравил Ваню — будет нарядная елка — принесет подарки добрый Дед Мороз».
Не следует пугать ребенка тем, что Дед Мороз заберет (заморозит, посадит в мешок) непослушных детей. Ни один ребенок не ведет себя идеально, поэтому тревогу такие угрозы вызывают у всех детей.
Не стоит в рассказах о Деде Морозе делать акцент на том, что он видит все ошибки и огрехи детей, — это может восприниматься ребенком слишком буквально и дать почву для развития страхов, которые запустятся в паническую реакцию при встрече с персонажем на утреннике или в торговом центре.
Если ребенок испугался встречи с Дедом Морозом, которого вы пригласили в дом, чтобы поздравить его, то скажите, что вы пока не готовы к встрече, обнимите малыша и уведите в тихое место, где он сможет успокоиться. Разговаривайте с ребенком тихим спокойным голосом, дайте понять, что никакой угрозы нет. Если у вас несколько детей и другие с радостью принимают поздравления, дайте малышу возможность понаблюдать с некоторого расстояния за происходящим, не заставляя его подходить ближе и принимать участие. Благополучие вашего ребенка важнее, чем выполненная программа на праздничный день!
Позднее обязательно обсудите встречу с Дедом Морозом, можете разыграть ее с помощью ваших игрушек, одна из которых нарядится Дедом Морозом. Покажите, как зайка, например, сначала испугался, а а потом был очень рад подаркам и играм с добрым Дедом Морозом.
Если ребенок испугался Деда Мороза на празднике в детском саду, тоже отойдите с ним на безопасное расстояние (дети сами определяют это расстояние, на котором им становится спокойнее, — вы почувствуете, что они расслабляются). Хорошо, если малыш изъявит желание наблюдать за праздником и другими детьми. В случае если ребенок пожелает вернуться к участию в праздничной программе, разрешите ему это сделать, но старайтесь поддерживать с ним зрительный контакт.
Если ваш ребенок испугался Деда Мороза и теперь продолжает его бояться и отказывается участвовать в праздничных мероприятиях, то алгоритм помощи соответствует работе с другими страхами. Это проигрывание ситуации, в которой какой-то игрушечный персонаж, а потом и ребенок сначала боится, а потом преодолевает и побеждает страх. Можно рисовать комиксы, сочинять сказки и в них придумывать разные «помогающие» способы: например, у малыша оказалась в руках волшебная хлопушка, от которой страх лопается, как мыльный пузырь, или ему помог игрушечный заяц, которого он взял с собой, и заяц напомнил, что Дед Мороз — добрый детский волшебник, он пришел дарить подарки, и т. д. Если страх устойчивый, справиться с ним не получается и это мешает ребенку радоваться празднику, а также если есть еще страхи, нужно обратиться за помощью к психологу.
Не впадайте в крайности. Вера в новогоднее волшебство и Деда Мороза дает ребенку позитивную опору, разрушать ее не следует, но и категорически утверждать, что этот Дед Мороз настоящий, реальный, как все люди, тоже неправильно. Иногда взрослые сами испытывают такие сложные чувства по поводу Нового года, что реагируют при общении со своими детьми с позиции своего внутреннего ребенка. Тогда получается уход в крайности: кто-то испытывает желание непременно развенчать старомодные мифы про бородатого деда, а кто-то начинает приводить все более «железобетонные и научные» аргументы в подтверждение его существования. Обе эти крайности не принесут пользы ребенку. У человека, даже взрослого, есть потребность в вере в чудо. У современных детей магическая настроенность очень сильно подпитывается всей детской субкультурой: феи, маги, сверхспособности — все это занимает большое место во внутреннем мире современного ребенка и даже подростка. С психоаналитической точки зрения потеря чувства всемогущества переживается тяжело и проживается как настоящее горе, но является необходимым этапом взросления. Важно, чтобы это происходило тогда, когда ребенок уже готов больше опираться на реальность. Примерно до младшего школьного возраста сказочное, символическое мышление помогает ребенку осмысливать сложные явления социальной жизни, в этот период вера в Деда Мороза важна и органична. Постепенно ребенок все больше начинает опираться на рациональное мышление,
ему важна согласованность явлений. И вот в младшей школе, где-то на пути к подростковому возрасту, вера в Деда Мороза уходит.
Если ваш ребенок задает каверзные вопросы и буквально провоцирует вас на прямые ответы — не попадайтесь в ловушку. Он может отчаянно надеяться, что вы подтвердите существование Деда Мороза. Лучше всего расспросить ребенка, почему он сомневается и что его к этому подтолкнуло. Возможно, вы услышите о том, что кто-то посмеялся над ним из-за веры в Деда Мороза, а может быть, он вычислил, сколько должно быть Дедов, чтобы успеть поздравить всех детей земного шара, и нашел результаты невозможными для существования.
С подрастающими детьми лучше обсуждать, что Дед Мороз является символом заботы, добра и веры в лучшее. Что, конечно, нет одного-единственного Деда Мороза для всех. Ваш ребенок, возможно, уже сам создал концепцию, что есть самый главный Дед Мороз — возможно, тот, кто приходит на Кремлевскую елку, а есть много его помощников. Вот и важное направление для размышлений: дух праздника, дух добра, щедрости, заботы вселяется в огромное количество людей, и они начинают участвовать по доброй воле в этой эстафете праздника и добра. И дети тоже постепенно включаются в это.
Помогите своему ребенку тоже принять участие в праздничных традициях. Но потом обязательно сделайте подарок от Деда Мороза — постарайтесь обхитрить своего ребенка, чтобы он не заметил того, как Дед Мороз подарил свой подарок! Не закрывайте дверь для Чуда!