Светлана Назарова
Консультация для родителей «Роль старшего поколения в жизни ребенка»
▼ Скачать
Не следует забывать, что в социальном институте семьи кроме детей и родителей существует еще один участник воспитательного процесса – старшее поколение.
Именно ему посвящен праздник, который отмечается в октябре – Международный день пожилых людей.
Публикация «Консультация для родителей „Роль старшего поколения в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание уважения к старшим. Консультации
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверное, не случайно этот праздник пришелся на такое время – пик золотой осени. Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади. Один мудрец сказал: «Молодость подобна жаворонку, который имеет свои утренние песни. Старость подобна соловью, у неё свои вечерние песни». Поэтому каждый возраст хорош по-своему.
Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода.
Такие факторы как социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от бесед с ребенком на эту тему. Их нужно проводить и как можно чаще.
Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. А для начала приведем несколько примеров из жизни.
Пример 1.
Молодая женщина стоит в очереди в кассу в супермаркете и держит за руку мальчика. Впереди стоит, покачиваясь, худенькая бабушка. Пожилая женщина слегка задевает сумкой молодую маму. В ответ она слышит громкую брань, хорошо слышную всем.
Пример 2.
Папа с дочерью прогуливаются по парку. У мужчины звонит телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал - прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят! До свидания».
Пример 3.
Мама и дочь в примерочной магазина. Девочка надевает платье и говорит маме: «А у меня есть платье, мне бабушка подарила на Новый год, ты, наверное, забыла о нем». «Не забыла, - отвечает мама. - У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не будешь ходить». «А что же мы бабушке скажем?», - ужасается девочка. «Я ей уже все сказала», - резко отвечает женщина.
Давайте поговорим об этом. Когда мы общаемся со своими родителями, то не всегда это общение является хорошим. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что-то доказать, самоутвердиться, чувствовать себя самодостаточными. Но как объяснить это детям. Не стоит забывать о том, что мы для них - эталон, пример того, как следует поступать в различных жизненных ситуациях.
Мама сказала бабушке, что не собирается ее слушать? Папа сказал, что ему некогда ехать на другой конец города, чтобы навестить свою заболевшую маму?
А дети все видят и слышат. Они чувствуют раздраженную интонацию, впитывают нашу модель общения с родными. И потом, когда нужно позвонить бабушке или дедушке, мы с удивлением слышим, что ребенок категорически отказывается, ссылаясь на нехватку времени или даже на простое нежелание. А уже общение внуков с бабушками и дедушками чаще и вообще может испугать. «Я не буду тебя слушаться!», «Подумаешь, что ты сказала!», «Иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!», «Ты мне не указ», «А мама мне позволяет!»- слышат дедушки и бабушки, однако, бессильны что-либо изменить. Но страх потерять даже такое общение заставляет их терпеть выходки внуков.
Поэтому нужно как можно раньше говорить детям, что очень важно - уделять внимание дедушке и бабушке.
По мнению одной моей знакомой, начинаешь это понимать только тогда, когда сама становишься бабушкой. Когда сердце замирает от телефонного звонка, когда все готов отдать за то, чтобы увидеть любимого внука. Когда настроение зависит от того, придут ли в праздничный день внуки и дети.
Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей - попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице.
Необходимо воспитывать в ребенке милосердие - помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным значит оказать поддержку, помочь, подбодрить словом.
И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников. Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания.
Помню, как в детстве меня наказал мой дедушка. «Что делает бабушка?» - Спросил он меня. «А, по телефону болтает», - бездумно ответила я. С тех пор навсегда запомнила, что бабушка болтать не может, она может разговаривать. Нет, дедушка совсем не ругал меня. Он просто тихо сказал, что я ошиблась и так не может быть.
И это был мой самый важный урок. Вот так и в воспитании наших собственных детей - обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники - это и есть воспитание отзывчивости, уважения к старшему поколению.
В детском саду с детьми целесообразно проводить занятия и беседы, целью которых является обогащение опыта ребенка и формирование эмоционального отношения к представителям старшего поколения.
На занятиях («Сколько я в слове "семья"?», «Ветви и корни», «Сундук старой бабушки» и др.) воспитанники знакомятся с биографией близких, историей семьи, родословной, учатся бережному отношению к семейным реликвиям.
Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам является знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье.
Приведу пример. Рассказ одного мальчика. Рассматривая фотографии, рассказывает о своих родных. «Это я, Матвей Ребров. Я хожу в садик. Это папа Женя. Он работает на компьютере. Мы вместе играем в футбол, собираем конструктор. А еще он купает меня в ванне с пеной. Это мама Лена. Она меня очень любит. Мама поздно приходит домой с работы. Бабушка Люда варит суп, делает котлеты, гуляет со мной, забирает из садика. Дедушка Женя ходит на работу, читает мне книжки, дает посмотреть свои инструменты - молоток, отвертки, рулетку. Дедушка Коля летает на самолете в командировки и покупает мне книжки. Бабушка Оля стирает мне пижаму, штанишки, дарит подарки. Бабушка Зина печет вкусные блины. Дедушка Вася играет на баяне, и мы все вместе поем детские песни. К бабушке Нине мы часто ездим в гости: у нее есть маленький самоварчик, и мы пьем из него чай. Я всех их очень люблю».
Рассматривайте с ребенком семейный фотоальбом, рассказывайте не только о бабушках и дедушках, но и о прабабушках и прадедушках.
В детском саду мы проводим и речевые игры, которые учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать страх перед выражением своих эмоций. Приведем несколько игр.
- «Вот какая бабушка!» Педагог показывает картинку с изображением бабушки, предлагает детям подобрать слова, которые ее характеризуют. (Ласковая, заботливая, внимательная, нежная, веселая и т. д.)
-«Письмо бабушке». Дети учатся составлять послание дорогому человеку.
(«Дорогая бабушка! Вчера мы с мамой смотрели альбом с фотографиями, и я увидела нашу с тобой фотографию. Ты помнишь, мы ходили с тобой в зоопарк? Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Я очень хочу тебя увидеть. Приезжай к нам в гости. Твоя внучка Вика».)
- Речевые игры-упражнения в форме соревнования.
Побеждает участник, который придумает наибольшее число предложений, начинающихся со слов «моя бабушка», «мой дедушка», «старушки». («Моя бабушка самая добрая», «Моя бабушка ласковая», «Моя бабушка печет вкусные пироги», «Моя бабушка умеет шить» и т. п.)
- Игра «Комплименты». Детям и бабушкам предлагается по очереди выразить свое положительное отношение друг к другу. Предложить ребенку : «Давай скажем нашим бабушкам и дедушкам самые приятные, теплые, слова и посмотрим, как изменится лицо бабушки, как потеплеют глаза дедушки».
Дети с радостью включаются в игру: «Моя бабушка самая красивая, нежная, молодая, у нее красивое платье, задорный смех.». С любовью глядя в сторону бабушки или дедушки, говорили: «Какой ты молодой! У тебя красивая прическа и блестящие волосы! Ты такая трудолюбивая! У тебя доброе сердце! Какой ты нарядный! У тебя красивая кофта! Какой ты умный! Я хочу с тобой дружить! Какая ты ласковая! Ты красиво играешь на гармошке!» Бабушки тоже в своих комплиментах стремятся найти хорошие качества внуков, добрые слова в их адрес: «Мой внучек такой заботливый и ласковый.» «Моя внучка старательная и трудолюбивая, она помогает мне пропалывать грядки, поливать помидоры.» «Мои внуки очень внимательные, они всегда поздравляют меня с праздниками и дарят подарки, сделанные своими руками. Я сохраняю все их подарки.»
Игра помогает детям понять, как приятно не только получать комплименты, но и дарить их. Эту игру можно проводить и дома.
- Чтение художественной литературы, просмотр фильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить опыт переживаний.
В детском саду важно проводить встречи с бабушками и дедушками, праздники.
Кроме совместных песен, танцев, игр организуются разнообразные конкурсы, например такие:
«Узнай себя». На стене развешены портреты, нарисованные детьми; бабушки и дедушки узнают себя.
«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука.
«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» (или другую народную сказку) на новый лад.
«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения, называют автора слов и композитора.
«Чудо-угощение». Все гости пробуют угощение, приготовленное бабушками и внуками, оценивают домашнее задание.
- Игра-задание «Нарисуй портрет бабушки» направлена на расширение у ребенка представлений о своих близких.
Детские рисунки помогают детям прочувствовать и передать эмоциональное состояние людей старшего поколения, их духовный мир, внешние черты (морщинки, усталый взгляд, седина). А воспитатель помогает показать особенности пожилых людей, передавать эмоции человека, имеющих за плечами большой жизненный опыт, понимать их заботы и эмоциональное состояние.
Духовная забота требует больших усилий, но она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное близкому человеку.