МАИ
Консультация для родителей «Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №120 филиал 2
«Роль семьи в обеспечении психологического здоровья
Подготовили воспитатели
А. И. Малахова
Пенза 2021
Роль семьи в обеспечении психологического здоровья
и безопасности детей
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в обеспечении психологического здоровья и безопасности детей“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.
Детям, воспитывающимся в детском доме, свойственны определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, обусловленными различными факторами, в том числе, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми (в большей степени с мамой). Характерные нарушения развития у детей проявляются в :
- отставании общего и речевого развития;
- снижении познавательной активности;
- недостаточном развитии тонкой моторики и мимики;
-нарушениях эмоционально-волевой сферы (однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству);
- поведенческих отклонениях (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
На сегодняшний день альтернативной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. По многочисленным научным данным, в замещающей семье эмоциональное и интеллектуальное развитие детей происходит успешнее, чем в интернатных учреждениях.
Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит гораздо легче в ранний период (от года до трех лет).
У детей старше трех лет, переживших различные социальные и физические лишения и имеющих в своем жизненном багаже психотравмирующий опыт, нарушается «базовое доверие к миру», к окружающим людям. Пережитые лишения существенно затрудняют их дальнейшую жизнь, ограничивают способности к обучению, профессиональный выбор и личностную активность. Поэтому одной из задач приемной семьи является восстановление у детей доверия к людям.
Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Рассмотрим первый фактор. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Когда согласие между родителями нарушается, то ребенок может чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, неуверенным, так как не может понять истинных причин происходящего. У детей могут проявиться такие невротические симптомы как энурез (недержание мочи, депрессивные настроения (сниженный фон настроения, заторможенность, вялость, апатия и другие, острые приступы страха, негативные изменения в поведении.
Рассмотрим второй фактор. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку принято называть родительской позицией, которая проявляется в диапазоне от жесткого доминирования до полного безразличия.
Следует отметить, что отношение значимых взрослых к ребенку влияет на формирование его самооценки. Заниженная самооценка формируется у ребенка в семье, где родители часто наказывают его, предъявляют завышенные требования. В семье, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая, у него формируется завышенная самооценка. У детей с неадекватной (завышенной, либо заниженной) самооценкой могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, родителям необходимо разработать гибкую систему наказаний и поощрений с целью формирования у ребенка адекватной самооценки.
Существуют воспитательные позиции родителей, способствующие формированию доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком, благоприятно влияющих на развитие его личности и состояние психологического здоровья.
Позиция принятия ребенка.
Принятие ребенка таким, какой он есть, без субъективной оценки его внешности, характера, умственных способностей.
Позиция взаимопонимания, взаимодействия с ребенком.
Активность родителей в отношениях с детьми, внимание к их развитию способствуют благоприятному формированию личности.
Позиция признания прав ребенка.
Родители признают ребенка как личность, как равноправного члена семьи, проявляют уважение к его индивидуальности.
В таких условиях у детей постепенно вырабатывается дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи, они учатся полагаться на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что способствует проявлению творческого начала. Предоставление ребенку свободы выбора в соответствии с его возрастом, проявление заботы о здоровье и безопасности, доверие воспитывают в нем свободную личность, способную к конструктивным взаимоотношениям с окружающими.
Таким образом, семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.
Детям, воспитывающимся в детском доме, свойственны определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, обусловленными различными факторами, в том числе, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми (в большей степени с мамой). Характерные нарушения развития у детей проявляются в :
- отставании общего и речевого развития;
- снижении познавательной активности;
- недостаточном развитии тонкой моторики и мимики;
-нарушениях эмоционально-волевой сферы (однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству);
- поведенческих отклонениях (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
На сегодняшний день альтернативной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. По многочисленным научным данным, в замещающей семье эмоциональное и интеллектуальное развитие детей происходит успешнее, чем в интернатных учреждениях.
Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит гораздо легче в ранний период (от года до трех лет).
У детей старше трех лет, переживших различные социальные и физические лишения и имеющих в своем жизненном багаже психотравмирующий опыт, нарушается «базовое доверие к миру», к окружающим людям. Пережитые лишения существенно затрудняют их дальнейшую жизнь, ограничивают способности к обучению, профессиональный выбор и личностную активность. Поэтому одной из задач приемной семьи является восстановление у детей доверия к людям.
Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Рассмотрим первый фактор. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Когда согласие между родителями нарушается, то ребенок может чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, неуверенным, так как не может понять истинных причин происходящего. У детей могут проявиться такие невротические симптомы как энурез (недержание мочи, депрессивные настроения (сниженный фон настроения, заторможенность, вялость, апатия и другие, острые приступы страха, негативные изменения в поведении.
Рассмотрим второй фактор. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку принято называть родительской позицией, которая проявляется в диапазоне от жесткого доминирования до полного безразличия.
Следует отметить, что отношение значимых взрослых к ребенку влияет на формирование его самооценки. Заниженная самооценка формируется у ребенка в семье, где родители часто наказывают его, предъявляют завышенные требования. В семье, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая, у него формируется завышенная самооценка. У детей с неадекватной (завышенной, либо заниженной) самооценкой могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, родителям необходимо разработать гибкую систему наказаний и поощрений с целью формирования у ребенка адекватной самооценки.
Существуют воспитательные позиции родителей, способствующие формированию доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком, благоприятно влияющих на развитие его личности и состояние психологического здоровья.
Позиция принятия ребенка.
Принятие ребенка таким, какой он есть, без субъективной оценки его внешности, характера, умственных способностей.
Позиция взаимопонимания, взаимодействия с ребенком.
Активность родителей в отношениях с детьми, внимание к их развитию способствуют благоприятному формированию личности.
Позиция признания прав ребенка.
Родители признают ребенка как личность, как равноправного члена семьи, проявляют уважение к его индивидуальности.
В таких условиях у детей постепенно вырабатывается дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи, они учатся полагаться на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что способствует проявлению творческого начала. Предоставление ребенку свободы выбора в соответствии с его возрастом, проявление заботы о здоровье и безопасности, доверие воспитывают в нем свободную личность, способную к конструктивным взаимоотношениям с окружающими.
Таким образом, семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.
Главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка является семья. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Согласованность воспитательных действий родителей помогает ребенку сформировать систему нравственных ценностей, научиться вести себя в обществе в соответствии с ними.
Детям, воспитывающимся в детском доме, свойственны определенные особенности в психической и эмоционально-личностной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми, обусловленными различными факторами, в том числе, невозможностью полноценной реализации врожденной потребности в общении с близкими людьми (в большей степени с мамой). Характерные нарушения развития у детей проявляются в :
- отставании общего и речевого развития;
- снижении познавательной активности;
- недостаточном развитии тонкой моторики и мимики;
-нарушениях эмоционально-волевой сферы (однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству);
- поведенческих отклонениях (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте).
На сегодняшний день альтернативной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является замещающая семья. По многочисленным научным данным, в замещающей семье эмоциональное и интеллектуальное развитие детей происходит успешнее, чем в интернатных учреждениях.
Процесс адаптации ребенка в замещающей семье проходит гораздо легче в ранний период (от года до трех лет).
У детей старше трех лет, переживших различные социальные и физические лишения и имеющих в своем жизненном багаже психотравмирующий опыт, нарушается «базовое доверие к миру», к окружающим людям. Пережитые лишения существенно затрудняют их дальнейшую жизнь, ограничивают способности к обучению, профессиональный выбор и личностную активность. Поэтому одной из задач приемной семьи является восстановление у детей доверия к людям.
Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:
- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т. п.);
- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).
Рассмотрим первый фактор. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Когда согласие между родителями нарушается, то ребенок может чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, неуверенным, так как не может понять истинных причин происходящего. У детей могут проявиться такие невротические симптомы как энурез (недержание мочи, депрессивные настроения (сниженный фон настроения, заторможенность, вялость, апатия и другие, острые приступы страха, негативные изменения в поведении.
Рассмотрим второй фактор. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку принято называть родительской позицией, которая проявляется в диапазоне от жесткого доминирования до полного безразличия.
Следует отметить, что отношение значимых взрослых к ребенку влияет на формирование его самооценки. Заниженная самооценка формируется у ребенка в семье, где родители часто наказывают его, предъявляют завышенные требования. В семье, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая, у него формируется завышенная самооценка. У детей с неадекватной (завышенной, либо заниженной) самооценкой могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Таким образом, родителям необходимо разработать гибкую систему наказаний и поощрений с целью формирования у ребенка адекватной самооценки.
Существуют воспитательные позиции родителей, способствующие формированию доброжелательных, доверительных взаимоотношений с ребенком, благоприятно влияющих на развитие его личности и состояние психологического здоровья.
Позиция принятия ребенка.
Принятие ребенка таким, какой он есть, без субъективной оценки его внешности, характера, умственных способностей.
Позиция взаимопонимания, взаимодействия с ребенком.
Активность родителей в отношениях с детьми, внимание к их развитию способствуют благоприятному формированию личности.
Позиция признания прав ребенка.
Родители признают ребенка как личность, как равноправного члена семьи, проявляют уважение к его индивидуальности.
В таких условиях у детей постепенно вырабатывается дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи, они учатся полагаться на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что способствует проявлению творческого начала. Предоставление ребенку свободы выбора в соответствии с его возрастом, проявление заботы о здоровье и безопасности, доверие воспитывают в нем свободную личность, способную к конструктивным взаимоотношениям с окружающими.
Таким образом, семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.