Светлана Богданова
Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по теме : «Роль родителей в воспитании ребенка»
Не все семьи в полной мере реализуют все возможности воздействия на ребенка. Причины могут быть разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют этого делать, есть и понимающие, для чего это нужно делать, однако не делают. Во всех случаях семье требуется квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время необходимость дошкольного воспитания не вызывает никаких колебаний. В последние годы в дошкольные учреждения выдвинуты высокие требования. Многие годы наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного воспитания – освобождение женщины-матери для участия в общественном производстве. При оценке работы дошкольного учреждения как важный показатель фигурируют сведения о заболевании детей, количестве пропущенных ими дней (следовательно, вынужденной нетрудоспособности матери). Рост влияния образования, наблюдаемый во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, изменил отношение к детским садам. Во главу угла выходят педагогические функции дошкольного учреждения: как воспитывают, чему учат, насколько успешно готовят в школу. Чтобы эффективно выполнять педагогические функции, дошкольное учреждение должно просмотреть содержание и улучшить качество образовательной работы с детьми, усилить влияние на каждого ребенка. Это приводит к необходимости дошкольного учреждения видеть в семье союзника, единомышленника по воспитанию ребенка. Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда осознают возможность и необходимость сотрудничества с семьей. Молодые специалисты нередко считают, что их научили, как понимать ребенка, как его учить, воспитывать и недооценивать роли родителей, что не важно, когда родители воспитывают не совсем правильно и видят ребенка гораздо меньше времени, чем воспитатель в садике. Часто так и родители думают, что знают своего ребенка лучше других, понимают его, а значит, и воспитывают сами, а в детском саду ребенок цел и невредим, под наблюдением взрослого, и этого достаточно. Таким образом, есть две силы, очень близкие ребенку дошкольного возраста – родители и педагоги, пытающиеся воспитывать автономно, независимо друг от друга, что не способствует эффективному воспитанию. В воспитании маленького ребенка есть немало мер, целью которых является формирование положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если взрослые будут договариваться о единстве требований, общности методов воздействия и способов обучения в детском саду и семейном кругу. Следует также учитывать, для решения каких задач воспитания может быть сильнее детский сад или семья, и соответственно, какое бремя должно взять на себя другая сторона. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в привлечении ребенка к спорту возможности семьи значительно больше, чем возможности детского сада. Однако детский сад квалифицированно обучает, обеспечивает развитие творческих способностей и т. д. Итак, в основу взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно быть положено сотрудничество. Полноценным может быть только воспитание, которое начинается от колыбели. Дошкольное воспитание, начинающееся с семейного, а далее дополняемое общественным является решающим в приобщении ребенка к сокровищнице духовной культуры народа, его социализации. Именно в семейном воспитании в дошкольные годы у ребенка закладываются основы морали, правильного поведения, активности, инициативности, творческого отношения к действительности или наоборот – пассивности, безразличия, индифферентности. Семейное воспитание и воспитание в дошкольном учреждении реально существовали как два самостоятельных звена, хотя в программах детского сада и в методической литературе отмечалось необходимость взаимосвязи детского сада и семьи. На самом деле это были две системы, изредка взаимодействующие. В семье содержание, методы, формы воспитания детей зависят от общей культуры родителей. Простейшее семейное воспитание имеет произвольный характер, осуществляется без четкой системы, фрагментарно и довольно стихийно. В таких условиях общее развитие и степень воспитанности детей очень разные. В одних семьях малыши растут добрыми, приветливыми, доверчивыми, активными, проявляют интерес к игре, книжкам, искусству, в других – родители не очень заботятся об общем развитии ребенка, но большое внимание уделяют его дисциплинированности, послушанию. Есть семьи, где воспитанию ребенка не придают значения вообще. Детское дошкольное учреждение – обязательное звено общей системы образования. Процесс воспитания и обучения в нем осуществляется в соответствии с программой, заключенной специалистами (физиологами, психологами). По утверждениям специалистов, в дошкольных учреждениях достаточно развиты и воспитаны дети те, в семьях которых с особым вниманием относятся к воспитанию. Больше всего трудностей вызывают у воспитателя дети, родители которых не уделяют должного внимания их воспитанию. Следовательно, даже обязательная программа с четко организованным процессом воспитания не лишает дошкольного учреждения в зависимости от родины : если родители заботятся о ребенке, то и детский сад способствует его обогащению, развитию; если семья не занимается воспитанием или создает для ребенка тяжелые условия, то детский сад не всегда может помочь. В течение длительного времени сложилось так, что детский сад, подчиняясь только административным органам, был независим от семьи. От нее почти не зависело, в какой сад попадет ребенок, какие требования будут предъявляться к нему, какой распорядок заведения, квалификация воспитателей и т. д. Сейчас ситуация меняется, открываются детские сады, которые больше учитывают потребности семьи и по установлению распорядка, и по содержанию работы. Семья имеет возможность выбирать детский сад и воспитателя, рассчитывая на сотрудничество в воспитании ребенка. Психологи и педагоги подчеркивают:
Темочки:
1. Особенностью семейного воспитания является его выразительный эмоциональный характер, основывающийся на родственных чувствах, проявляется в глубокой любви к детям и взаимных чувствах детей и родителей. В воспитании детей раннего и дошкольного возраста решающее значение имеют родственные эмоциональные связи, прежде всего матери и ребенка, поскольку круг людей, с которыми общается ребенок, довольно ограничен, даже если ребенок посещает дошкольное учреждение.
2. Основным условием развития личности является включение ребенка в отношения и общение с людьми. В исследованиях некоторых педагогов утверждается, что в практике общественного и семейного воспитания преобладает принцип не преемственности, а параллелизма, то есть семья решает свои задачи, а дошкольное учреждение – свои. В таких условиях образовательная подготовка детей не будет иметь ощутимых результатов; - семья – это самая естественная школа социализации ребенка в обществе. Через семью ребенок приобретает разный опыт. Концепция направляет на то, чтобы цели и содержание общественного воспитания не отличались от цели и содержания семейного воспитания; - адаптационный период «ребенок – семья – детский сад» расширить на более длительное время; - главная цель дошкольного воспитания – всестороннее воспитание ребенка, охватывающее развитие эстетических, умственных, нравственных, речевых способностей малыша. Таким образом формулируем вывод, что на современном этапе развития общества дошкольное учреждение и семья должны работать в условиях сотрудничества, и детский сад должен быть инициатором таких изменений, поскольку этого требует время. Поэтому перед дошкольным учреждением поставлен ряд задач:
1) изменение социальной ориентации на основного заказчика детского сада;
2) осознание воспитателями дошкольных учреждений того, что детей им доверяет семья, следовательно, следует сохранить здоровье ребенка и обеспечить надлежащие условия для его развития;
3) принимая ребенка в группу, воспитатель должен подробно ознакомиться с содержанием, характером и направлениями воспитания в семье, чтобы обеспечить адекватные условия для тесного контакта педагога с ребенком, педагога с родителями.
4) В семье формируется характер ребенка, его личностные черты, становление личности в целом.
В. Сухомлинский замечал, что «…семья – это полноводная река, водами которой питается государство». В семье шлифуются тончайшие черты человека-гражданина, человека-труженика, человека – культурной личности.