Ирина Сибуль
Консультация для родителей «Роль психокоррекционных игр в обеспечении эмоционального благополучия дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное благополучие ребёнка – это не только его положительные эмоции, это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищённости и доверия к миру. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное состояние ребёнка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребёнка к миру. Фундамент эмоционального благополучия закладывается в детском возрасте и зависит от окружающих ребёнка взрослых.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
По мнению исследователей, одним из показателей благоприятной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении является степень эмоциональной устойчивости у детей, посещающих детский сад. Отсутствие частой смены настроения ребёнка свидетельствует о создании в группе детского сада атмосферы доброжелательности и эмоционального благополучия.
Психокоррекция – это деятельность, направленная на формирование у человека качеств, необходимых для повышения его социализации, адаптации к изменяющимся жизненным условиям; это деятельность, способствующая формированию адекватной самооценки; это деятельность, которая помогает человеку осознать мир своих эмоций.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Убеждать в том, что игра занимает исключительное место в жизни ребёнка, никого не надо. Она была избрана самой природой для стимулирования умственного развития, для формирования механизмов сотрудничества с партнёром и соревнования с соперником, для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки. Игра оказывает комплексное воздействие на ребёнка. В игре успешно развиваются личность ребёнка, его познавательная деятельность, воля, эмоциональность, воображение, самосознание (стремление к самореализации и самовыражению, регулируется поведение. Игра позволяет ребёнку освободиться от груза эмоциональной напряжённости, обусловленной сложностью реальных жизненных отношений между ним и взрослыми. Игра позволяет участникам самоутвердиться, дает чувство удовлетворения, может воодушевить, пробудить интерес, способствует осознанию потенциальных возможностей собственной психики.
Таким образом, психокоррекционная (или игротерапевтическая) функция игры заложена в самой игре и заключается в том, что позволяет ребёнку интуитивно использовать игру как психотерапевическое средство для снятия эмоционального и интеллектуального напряжения, страхов, стрессовых ситуаций, а педагогам гармонизировать психический рост детей, разрешить внутренние конфликты ребёнка. По мере необходимости и в профилактических целях проводятся игры на ослабление негативных эмоций, снятие эмоционального и мышечного напряжения (агрессивное поведение);игры, направленные на формирование умения контролировать двигательную активность и развитие внимания;игры, направленные на создание доверительных отношений, снятие тревожности, повышение самооценки и развитие уверенности в себе (тревожность/застенчивость).
В контексте заявленной темы подробнее остановлюсь на играх, способствующих созданию положительного эмоционального настроя в группах. Педагоги нашего учреждения активно используют их в своей работе. Например, организованная образовательная деятельность в детском саду - занятия, начинаются с игр, которые дают возможность синхронизировать эмоциональный настрой группы, создать особую атмосферу сплоченности, развивают навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе и просто улучшают настроение(«Аплодисменты по кругу», «Узел дружбы», «Комплимент», «Подари улыбку другу» и другие).Дети во время этих игр образуют круг, пожимают руку ребёнку, стоящему рядом, держатся за плечи впереди стоящего ребёнка, «передают улыбку», глядя друг другу в глаза, держатся за руки, что создает атмосферу теплоты и доброжелательности. Очень нравятся детям игры, в которых нужно произносить хором слова («Мы вместе», «Круг друзей»). Конечно, такие игры, которые можно назвать «минутки дружбы» или «эмоциональные минутки», используются не только как традиционная игра при «вхождении в день», но и как элемент начала любой совместной деятельности педагога или как игра-развлечение в любой режимный момент.
Психокоррекционные игры могут быть использованы не только для коррекции личностных особенностей детей и решать задачу создания положительного эмоционального настроя. Они выполняют коммуникативную, развлекательную, релаксационную и воспитательную функции.
Участникам мероприятия предлагаются игры:
• «Один, два, добрый день». Игра проводится по кругу. Считают в слух, но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три следует говорить «добрый день» т. е, первый говорит «один», второй – «два», третий – «добрый день», четвертый – «четыре», пятый – «пять», шестой – «добрый день», и т. д.
• «Я на тебя не сержусь». Игра проводится по кругу. Первый участник нахмуривается и поворачивается к соседу, который, в свою очередь, произносит фразу «Я на тебя не сержусь» и передаёт эмоцию следующему участнику, который произносит фразу «Я на тебя не сержусь» и т. д.
Эмоции – это реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.