ирина Жаворонкова
Консультация для родителей «Родной язык как средство формирования нравственных представлений детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Родной язык как
средство формирования
нравственных представлений
детей
дошкольного возраста»
Публикация «Консультация для родителей „Родной язык как средство формирования нравственных представлений детей“» размещена в разделах
Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше перекликается с вопросом о духовно-нравственном воспитании. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в современный, стремительный век сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям?
Конечно же, в формировании нравственных представлений, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка.
Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.
ПОСЛОВИЦЫ О Родине
Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Родина –мать, умей за нее постоять.
О труде
Труд кормит, а лень портит.
Ранняя птичка червячка склюет, а поздняя и зерна не найдет.
Муравей не велик, а горы копает.
-Лень, отвори дверь, сгоришь! -Хоть сгорю, да не отворю!
О человеческих качествах (положительные качества)
Береги платье снову, а честь смолоду.
Учиться –вперед пригодится.
На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
Кто смел –тот и цел.
(отрицательные качества)
Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.
С виду хорош, а продаст за грош.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
На языке медок, а под языком –ледок.
О признательности, взаимопомощи
За добро добром и платят.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Послужи на меня, а я –на тебя.
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
О гостеприимстве
Умел в гости звать –умей и угощать.
Гостя сперва накорми, а затем вестей спроси.
В гостях не будь приметлив, а будь приветлив.
Без соли, без хлеба –худая беседа.
О правде
Правда дороже золота.
Что знается, то и скажется.
Говоря правду –правду и делай.
Молодому лгать вредно, а старому –непотребно.
О дружбе.
Нет друга –ищи, а нашел –береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
С кем поведешься, от того и наберешься.
О семье
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Братская любовь пуще каменных стен.
Не нужен и клад, коль в семье лад.
Слово о словах
Слово не стрела, а ранит.
Не спеши языком –торопись делом.
Язык мой –враг мой : впереди ума рыщет, беды себе ищет.
Не давши слова –крепись, а давши –держись.
Читайте детям:
1. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
2. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению. Вам потребуются психологические способности, чтобы вовремя и точно определить, где остановить сказку (рассказ, и дать возможность ребенку порассуждать по поводу услышанного или предположить, что случится с героями дальше.
3. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга - это не игрушка. Рассматривайте книгу на столе, осторожно переворачивайте страницы, после уберите ее на место.
4. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, это дополняет и усиливает впечатления от прочтения. Таким образом, ребенок чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него то, о чем вы читаете.
5. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
6. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет. Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнесутся к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.
7. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ним в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы, иголка с нитками. Найдите время чинить книги.
8. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.
9. Не отрывайте ребенка от рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое
Успеха и терпения Вам уважаемые родители.