Cветлана Ворончихина
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность ребёнка к школе
Не секрет, что ученики начальных классов мало читают, не умеют грамотно выразить свои мысли, и эти проблемы начинаются ещё в дошкольном детстве. Поэтому именно в дошкольном возрасте надо привить маленькому человеку любовь к слову, научить его грамотно выражать свои мысли, рассуждать.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребёнка к школе“» размещена в разделах
Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Поэтому задача обучения родному языку, развития речи выступает как одна из главных задач всестороннего развития дошкольников, а следовательно, её решение во многом способствует подготовке детей к обучению в школе.
Чтобы ребёнок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью. Занятия по развитию речи, эффективность которых находится в прямой зависимости от того, как ребёнок будет включать в активную речь полученные навыки.
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, средством систематизации и уточнения представлений, полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Взрослый учит ребёнка логически мыслить. А с развитием мышления тесно связано и развитие речи. В беседе воспитатель должен учить ребёнка ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет большое значение, не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработки навыков вести речь в коллективе. Таким образом, беседа является ценным методом не только умственного развития, но и социально- нравственного воспитания.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.
Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь более элементарна, чем другие виды речи. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Необходимо развивать у детей умение строить диалог. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Развернутым видом речи является монологическая речь. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий, которые должны быть учтены в процессе речевого воспитания.
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны речи, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Для воспитания полноценной речи нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребёнка с окружающим миром расширяется и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали сверстники и взрослые. Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Мы предлагаем вам несколько игровых заданий. Это игры и упражнения, в которые можно играть с ребёнком дома, они не требуют сложных атрибутов, но позволяют научить дошкольника слышать и дифференцировать звуки, осуществлять звуковой анализ слова, делить слова на слоги и многое другое.
Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.
Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.
Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество.
Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки.
Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).
Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.
Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это….
Берёза, ель, тополь – это…и т. д.
Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом)
Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.
Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.
Игра «Назови детёнышей различных животных».
Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из малины», какое варенье? – «Малиновое варенье». А если варенье из клубники?
Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? –», «Чья грива? –» и т. д.
Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите мешочек, несколько игрушек и прячьте их.
Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова
Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос, сколько в предложении слов.
Предложите ребёнку пересказать знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составляйте рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.
Подобные игры и упражнения служат профилактикой нарушений связной речи в будущем. И помните, что гораздо проще предотвратить нарушения в дошкольном детстве, вовремя обратив внимания на патологии в развитии связной речи, чем исправлять ошибки в школе.