Антонина Фролкина
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать +Заказ
Школа - это нужно!
Школа - это трудно!
Школа - это интересно!
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась ее структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде :
Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
• хорошее физическое развитие ребенка;
• достаточно хорошо развитый физический слух;
• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
• нормальное функционирование ЦНС;
• владение знаниями и представлениями об окружающем мире
• (пространство, время, счетные операции и т. д.);
• произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
• познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
Особые критерии к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
• сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
• полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать все звуки родного языка.
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный-согласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово»,»предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оценивается умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения и простых односложных слов.
• умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложении; распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированными предложениями, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание текста. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в 1 класс необходим известный запас знаний:
1. Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка 6-7 лет должен составлять 3- 3,5 тыс. слов.
2. Иметь следующие навыки разговорной речи:
- умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
3. При формировании монологической речи:
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.
-самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображение, а так же сказки, загадки из личного опыта;
- уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных картинок, передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило.
- произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную дикцию, внятно, отчетливо произносить слова и словосочетания;
- речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических ошибок, соблюдение правильного ударения, использование разнообразных грамматически правильных форм: сравнительная и превосходная степень имен прилагательных, наличие причастий и деепричастий, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);
- умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложениями и простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.
- умение составлять предложения из 3 – 4 слов;
- умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;
- умение различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах; - умение интонационно выделять звук в слове;
- определять место звука в слове;
- умение обозначать звуки буквами;
- проводить звуко-буквенный анализ;
- составлять слова различной слоговой структуры из букв и слогов;
- усвоить и дифференцировать понятие гласный, согласный, твердый, мягкий;
- знать гласные звуки;
- уметь подобрать слова с определенным звуком;
- уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове,
самостоятельно называть слова с этим звуком;
- умение при проведении фонемного анализа составить схему;
- овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем-
овладение полным чтением;
- на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению детей грамотному письму (печатание);
Основные критерии речевой и умственной готовности ребенка к школе
К началу обучения в школе дети должны уметь :
- строить сложные предложения разных видов;
-членить простые предложения на слова;
-членить слова на слоги (части);
- различать разные жанры художественной литературы: сказки рассказы, стихотворения;
-самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Требования к развитию речи ребенка, поступающего в школу
умение правильно произносить все звуки речи и различать их на слух;
умение употреблять разные части речи точно по смыслу;
использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;
умение отвечать на вопросы и самому задавать их;
уметь интонационно выделять звук в слове;
уметь называть в слове только 2-е, только 3-е, только 4-е слово и т. д. ;
уметь наизусть читать любимые стихотворения;
знать автора прочитанного стихотворения;
уметь последовательно, без смысловых пропусков передавать содержание сказки, рассказа.
Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:
В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме, в какой квартире;
Полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
Знать правила поведения в общественных местах и на улице;
Развитие речи нужно осуществлять в разных видах детской деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и т. д., а так же вне их – в игровой, художественной и т. д., однако обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной задачей. В основе лежит комплексный подход к вопросу развития речи, охватывает разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование правильной, богатой и четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и в семье.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная, искаженная речь ребенка значительно затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать недостатки, нарушения своей речи, болезненно переживают их, становятся более молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении ребенка в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро). Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие речевые дефекты обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. У школьников с нарушениями произношения звуков, недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают значительные трудности при чтении и письме. Поэтому нужно своевременно работать над исправлением и постановкой нарушенных звуков.