Шамсутдинова Флюра Рафаиловна
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
«Речевая готовность ребенка к школе».
Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей,
раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую
очередь по русскому языку и чтению.
Задачи:
1) Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и
Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
с требованиями начальной школы к развитию речи
первоклассников;
2) Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с
низкой
речевой готовностью;
3) Определить роль родителей в формировании устной и
письменной речи
учащихся.
Готовность к школе - это личностная, интеллектуальная
готовность, уровень развития зрительно-моторной координации, а
также уровень развития речевых навыков.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до
поступления в школу. То есть, если родители думают, что
подготовка к школе это только подготовительная группа, они
глубоко ошибаются. В этом возрасте наверстывать упущенное
очень сложно. Поэтому, необходимо готовиться к школе уже
начиная со средней группы детского сада.
У большинства детей, поступивших в школу, очень маленький
словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать с
ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий,
обобщающих слов, им очень сложно объяснить слова, имеющие
«нематериальное» значение: совесть, искренность, честность.
При описании предметов дети используют только понятия о
размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»).
Подбор слов с противоположным значением сводится к
элементарному: «большой – небольшой; тонкий – не тонкий. Дети
испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к
стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
Школьники, у которых дефект произношения одного или
нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи
обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной
программы.
Качество учебной деятельности будет зависеть от того,
насколько были сформированы следующие предпосылки в
дошкольном периоде :
• хорошее физическое развитие ребенка;
• развитый физический слух;
• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
• нормальное функционирование ЦНС;
• владение знаниями и представлениями об окружающем мире
(пространство, время, счетные операции);
• произвольное внимание, опосредованное запоминание,
умение слушать педагога;
• познавательная активность, желание учиться, интерес к
знаниям, любознательность;
• коммуникативная деятельность, готовность к совместной
работе
с другими детьми, сотрудничеству, взаимопомощи.
Особые критерии готовности к школьному обучению
предъявляются к усвоению ребенком родного языка как
средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен
владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех
фонетических групп;
2. Сформированность фонематических процессов, т. е. умение
слышать и различать звуки;
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового
состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук
в слове и т. д;
4. Умение пользоваться разными способами словообразования,
правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным
значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять
звуковые и смысловые различия между словами, образовывать
прилагательные от существительных;
5. Сформированность грамматического строя речи: умение
пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с
предложением; правильно строить простые предложения, видеть
связь слов в предложениях, распространять предложения
второстепенными и однородными членами; работать с
деформированным предложением, самостоятельно находить
ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным
словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл
и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую
готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия,
благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по
речевому
развитию детей;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с
педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка.
Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям
необходимо как можно активнее способствовать накоплению
словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания
борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с
двумя причинами:
1) Родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) Не
придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти
недостатки исправятся сами собой.
Чтобы избежать проблем в школе, воспользуйтесь советами:
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития
ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями;
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с
ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно,
непонятные слова объясните;
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте
уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит
речевое развитие;
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь
указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, если
ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,
напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша»;
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте
проверить:
«А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон,
записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе
над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или
дочери;
6. Больше читайте ребенку небольшие рассказы и сказки. Задавайте
вопросы по прочитанному, просите пересказать, используя
наводящие вопросы.
Полезные занятия для ребенка в период его подготовки
к школе :
1. Развитие мелких мышц руки:
- работа с конструкторами разного типа;
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти,
внимания, восприятия, мышления).
Но время, благоприятное для коррекционной работы,
теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки
речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники
высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в
тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться,
отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует
себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных
оценок по русскому языку.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с
окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания,
задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его
взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на
его характер.
В такой ситуации критические замечания и требования
говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку
необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что
помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и
чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для
ребенка; Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно
закреплять формируемые навыки в процессе повседневного
непосредственного общения.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха,
состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во
всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не
критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь
ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство,
грамматически правильная и логически связная речь – заслуга,
прежде всего семейного воспитания.
Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное
отношение к будущему вашего ребенка занятостью и
недостатком времени. У вас есть в запасе время до
поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим
временем с пользой!
Развитие связной речи – это трудный этап. Предлагаю вам
послушать рассказ и сохраняя смысл и содержание пересказать его.
Или составить самостоятельно рассказ по серии картинок. (Все ли
вам удалось? Какие трудности испытывали в составлении
рассказа