Волкова Ирина Анатольевна
Консультация для родителей «Речь на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Ц. р. р. - детский сад № 135 города Магнитогорска
Буклет для родителей
Выполнила: Волкова И. А.
Магнитогорск,2023 г.
«Речь на кончиках пальцев»
Ученые-нейробиологи ипсихологи, занимающиеся исследованиями головного мозга ипсихического развития детей, давным давно доказали связь между мелкой моторикой руки иразвитием речи. Дети, укоторых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно теего отделы, которые отвечают заречь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Консультация для родителей „Речь на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика рук — это разнообразные движения пальчиками иладонями.
Тонкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой ампллитуды.
Известно, что развитие речи ребенка зависит отмногих факторов инапрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика итри. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются иразгибаются только вместе ине могут двигаться изолированно, то этоне говорящие дети.
До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речии, следовательно, мышление будет затруднено.
Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что уребенка две руки.
Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой.
Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, таккак центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тембыстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание инаблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Предлагаем вашему вниманию несколько интересных занятий для развития моторики:
Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг вдруга. Эта игра формирует у ребнка понятие о размере предметов.
Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте е малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать е сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику итактильные ощущения.
Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте маленький предмет в крупу иподайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку ипроведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, нои приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять ираскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он и рисовал.
Собирание мозаик и пазлов
Для детей 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, нои пространственное воображение и творческое мышление.
Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры ивыполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что вбудущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Не зря существует выражение, что наш ум - находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!