Пименова Марина Николаевна
Консультация для родителей «Ребенок не готов к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как родителям определить, что ребенок не готов к школе? И так уж ли это важно? Ну пойдет в школу, там его и научат! Обязаны научить! Не так ли?
К сожалению, уважаемые мамы и папы, это не так. Было когда-то так. Но, увы, сейчас требования к 1 классу усложнились.
И хотим мы или нет: если ребенок плохо готов к школе — ему будет трудно учиться.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не готов к школе“» размещена в разделах
Школьная программа ускоряется, усложняется, и ребенок начнет отставать от одноклассников. Это происходит потому, что незрелость мозговых структур, участвующих в овладении чтением и письмом, не позволяет ему быстро и безошибочно усваивать новый материал. А времени на усиленное индивидуальное внимание к такому ученику у учителя начальных классов попросту нет. Вот и приходят потом родители грустных первоклассников с вопросом:
«А почему мы плохо учимся? В школу взяли, должны же и научить? А теперь учительница жалуется, что он не успевает. И что нам теперь делать?»
Поскольку эта статья для тех, кто только готовится к школе, кратко расскажу о симптомах, которые указывают на проблемы при подготовке к школе и требуют занятий с логопедом.
Ребенок с трудом осваивает чтение и письмо (печатными буквами).
Он не запоминает или путает буквы. При написании букв часто допускает ошибки, переворачивает буквы и т. п.
Что делать?
Сначала необходимо заняться развитием внимания, памяти, восприятия, мелкой моторики. И только потом, когда эти функции станут более натренированными, начинать обучение грамоте, параллельно тренируя звуко-буквенный анализ и синтез.
Только в таком порядке, если же ребенок слаб в звуковом анализе и имеет нарушения памяти и восприятия, говорить об успешном овладении письмом и чтением невозможно. Логопед подскажет, какие упражнения желательно выполнять с вашим малышом исходя из его особенностей развития, задача родителей – вовремя обратиться за консультацией и начать заниматься с ребенком именно подготовкой к чтению заблаговременно. Тогда никто не огорошит Вас неожиданным приговором: «Ваш ребенок не готов к школе! Где Вы были раньше?»
А если уже пришло время учиться читать, а ребенку тяжело освоить чтение, надо обязательно проконсультироваться с логопедом, чтобы специалист подобрал необходимые методы и упражнения, которые помогут малышу освоить грамоту. Ребенку надо лишь правильно помочь и все наладится.
Страдает звуко-буквенный анализ:
ребенок путает понятия «слог», «звук» и «слово», не знает разницы между гласным и согласным звуком, твердым и мягким согласным, звонким и глухим согласным звуком.
Не может найти положение заданного звука в слове (в начале, середине или конце слова, посчитать правильно количество слогов в слове, последовательно назвать все звуки, из которых состоит слово. Такое положение свидетельствует о том, что ребенок еще не готов к школе.
Что делать?
Обязательно с помощью логопеда или самостоятельно (если Вы уверены, что точно понимаете все тонкости этих терминов) объясните малышу различия в таких понятиях, как звук, слог, слово, звонкость-глухость, твердость-мягкость звуков речи.
Необходимо предлагать ряд игр и упражнений на закрепление этих навыков у ребенка, чтобы к школе все эти характеристики были понятны и легко различимы. Ошибки или недоработки этой области чреваты ошибками на письме – это проверено.
Так что обращайтесь к логопеду, получайте рекомендации и занимайтесь. Нередко всего нескольких занятий (в легких случаях) или курса логопедических занятий бывает достаточно, чтобы избежать существенных проблем в будущем.
У ребенка плохая зрительная и слуховая память, страдают восприятие, внимание и логическое мышление, недостаточно развита мелкая моторика
Он плохо запоминает стихи, с ошибками запоминает ряд из слов или картинок, не находит всех различий в похожих рисунках, с трудом решает логические задачи, устает при рисовании и письме и неправильно держит ручку и т. д.
Что делать?
Как можно раньше надо начать работу по тренировке этих функций у малыша! Дорогие родители, такие проблемы не бывают неожиданными!
Обычно эти явления дают о себе знать еще в 4-5 –ти летнем возрасте. И именно тогда нужно начинать коррекцию выше перечисленных функций. А уж если о сложностях со вниманием, памятью, логическим мышлением и мелкой моторикой Вы узнали незадолго до школы, заниматься надо всю весну и лето перед школой, оставив пару недель перед 1 сентября для отдыха.
Есть действенные и многократно апробированные успешные методики, устраняющие вышеперечисленные симптомы. Но, как и все в обучении, поддаются коррекции эти функции постепенно, от простого к сложному, и нужна система упражнений, которую подберет для вас логопед. А выполнять эти упражнения могут и родители, сами задания всегда даются в игровой форме и всегда очень увлекают детей. Проблемы при подготовке к школе решаются не за один месяц, поэтому сделайте свои занятия систематичными.
Попробуйте и поймете, какое это увлекательное занятие – заниматься перед школой со своим ребенком. Главное – «не переборщите», не наседайте на малыша и не ругайте за ошибки! Иначе отобьете охоту учиться и потеряете контакт с ребенком, а пользы не получите.
На занятиях нужно соблюдать меру и запастись терпением и любовью. А чтобы занятия стали интересными, логопед подскажет игровые приемы и интересные задания в форме соревнования, сказки или захватывающих игр.
У ребенка не сформированы необходимые для дошкольника лексико-грамматические категории и связная речь
Что делать?
Если вместо «5 собак» ребенок говорит «5 собаков», вместо «жеребенок» скажет «конёнок», вместо «сливовое» варенье – «сливочное» или «сливное», то так он и будет потом писать. Если таких ошибок много, это говорит о недоразвитии лексико-грамматических категорий речи, а значит он в зоне риска по возникновению нарушений письма и чтения (аграмматической дисграфии и дислексии). Понятно, что устранять такие нарушения нужно до школы, потому что в школе эти заниматься будет некогда. И существует целый пласт упражнений, с помощью которых в игровой форме ребенок легко запомнит и натренируется в правильном словообразовании и словоизменении. Также, хорошо бы поучиться составлять рассказы по картинке и серии сюжетных картин, упражнения по развитию связной речи тоже сейчас доступны для родителей и очень хорошо тренируют навык составления рассказа и развернутого высказывания. Ведь в дальнейшем ученику понадобится этот навык для умения развернуто объяснять свои мысли и отвечать на вопросы, написания изложений и сочинений. И если он не будет в полной мере обладать подобными речевыми навыками, он окажется не готов к школе так, как хотелось бы родителям, ему будет сложнее учиться.
Какой же вывод? Очень простой: все навыки, которые Вы заложите в малыша перед школой, очень помогут ему хорошо учиться. И чтобы быть уверенными в том, что будущий школьник готов к школе, лучше показаться логопеду за год или полгода до поступления в 1-ый класс.
А если не успели заранее, то уже обязательно побывайте у логопеда весной перед первым школьным учебным годом, чтобы было время «подтянуть» отстающие функции. Выяснить основные «зоны риска» и устранить проблемы при подготовке к школе, поможет статья Как определить готовность к школе?
И не оставляйте самостоятельных занятий с ребенком перед поступлением в школу.
И результат будет очень хорошим!