Инна Фаррахова
Консультация для родителей «Развивающие игры для запуска речи у неговорящих детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Переживаете, что ребенок никак не заговорит? Хотите заниматься дома, но не знаете, с чего начать? Собираетесь обратиться к логопеду?
Если ваш ребенок давно перешагнул возраст, когда обычно произносятся первые слова, но, увы, так и не заговорил, необходимо срочно принимать меры. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем качественнее будет полученный результат, и тем выше шансы догнать сверстников.
Публикация «Консультация для родителей „Развивающие игры для запуска речи у неговорящих детей“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Неговорящие дети
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от нормального социального и речевого окружения, достаточной речевой практики, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Л. С. Выготский отмечал, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому. Ранняя диагностика, предупреждение и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. И решать эту проблему приходится в тесном сотрудничестве со специалистами детского сада, поликлиники и родителями.
Задачи коррекционно - логопедической работы – стимуляция речевой и психической активности, совершенствование способности к речевому подражанию, развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности, развитие ритмикоинтонационной стороны речи, работа над артикуляционным праксисом, дыханием, развитие фонематического восприятия, формирование фразы, грамматическое оформление фразы, формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности, формирование словаря.
У безречевых детей общей чертой является снижение мотивации к использованию речи в целях общения. Для развития мотивации к общению в своей работе использую игры из интерактивного портала «Мерсибо» - это развивающие игры с детьми от 2 лет. Автор методики и многих интерактивных игр «Мерсибо» - Суслова Екатерина Александровна. Занятия становятся интереснее, насыщеннее и занимательнее. Игры расширяют возможности учителя-логопеда и повышают положительные результаты детей. Интерактивные игры использую как часть занятия. В каждой игре есть свои настройки, правила, рекомендации, указан желаемый возраст. Ребёнок сам выбирает пути решения той или иной проблемной ситуации. Малыш, нуждается в положительной оценке своих действий, поэтому после каждой игры появляется сюрпризный момент. При использовании ИКТ, учитываются санитарно-гигиенические требования. В СанПиН 2.4.1.2660-10 (п. 12.21, разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: «Занятия для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течении дня и не чаще трёх раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности. После занятия с детьми провести гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером для детей 5-6 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.»
Логопедические занятия провожу индивидуально и в группах. Составляю заранее программу работы и планы занятий. Занятия провожу два-три раза в неделю, индивидуальное занятие длится 10-20 минут, групповое 20-30 минут в зависимости от возраста и сложности диагноза детей.
Родители могут присутствовать на занятиях, знакомятся с содержанием и формами работы. Для воспитателей, специалистов детского сада и родителей, создаю презентации, небольшие видеофильмы, мастер-классы, записи в индивидуальных тетрадях детей и беседы, рекомендации. Взрослые придерживаются этих рекомендаций на протяжении всего времени общения с ребенком. Так реализуется тесная связь в комплексной координированной компенсаторной работе логопеда, воспитателей, специалистов и родителей безречевого ребёнка.
Работа с безречевыми детьми строится с учетом следующих основных принципов: непрерывность занятий, обучение должно быть регулярным, без длительных пропусков; одновременное развитие памяти, мышления, внимания, мелкой моторики; использование информационных технологий; опора на разные виды деятельности; использование максимального количества анализаторов; активное включение родителей и специалистов детского сада в работу, направленную на стимуляцию общения.
Работу с ребенком начинаю с установления контакта. На первых порах лучше не требовать от него речевой активности. Лучше использовать игрушку, заинтересовавшую ребенка. Игры типа «Смотри, как я умею. Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик) вызывают его на без речевое, а впоследствии – на речевое подражание.
Формированию речи должна предшествовать работа по развитию слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, невербального мышления. Совместно с ребенком провожу игру с игрушкой, издавая звучание, затем то же самое с другой игрушкой. Далее провожу работу над дифференциацией звуков двух или нескольких игрушек, расположенных за экраном. Итоговое занятие – интерактивная игра «Загадки звуков». Появляются на мониторе четыре картинки, с изображением звучащего предмета (ребенка заранее ознакамливаю с звучанием каждого из них) ребенок слушает звук и определяет, кто или что этот звук издает. Важно, чтобы ребенок назвал – это самолет или просто погудел у-у-у, а не просто нажал на картинку, показал жестом или пальцем. Провоцирую ребенка назвать предмет или его звукоподражание. И тогда сюрпризный момент – вишенки.
На начальном этапе стимуляции речи у безречевых детей провожу коррекцию или профилактику нарушений дыхательной, голосовой функций, вторичных неречевых симптомов. Для этих целей использую свечи. Детям очень нравятся подобные игры, ребенку можно разрешить задуть горящую свечу при этом необходимо стимулировать произнесение звукоподражаний: фу, пу и т. п. или слов: «дуть», «огонь», «дым» и других несложных в произнесении слов. В процессе подобной работы использую различные инструкции: «задуй жёлтую свечу», «задуй высокую», «задуй сначала желтую, а затем красную». В ходе таких игр развивается внимание, зрительное восприятие, закрепляется названия цветов, пассивный словарь ребенка. Интерактивная игра «Торт со свечами», ребенок дует в микрофон, в зависимости от силы воздушной струи пламя свечи на мониторе колышется или гаснет.
Работая с интерактивными играми, огромное внимание уделяю артикуляционной гимнастике. На мониторе появляется картинка с речевым сопровождением, ребенок смотрит, слушает и выполняет упражнение. Обязательно при этом должно, быть зеркало, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Развивая мелкую моторику, включаю игру “Настольные пальчики”. Выбираем с детьми картинку с Приведением, смотрим на действие рук весёлого Приведения и повторяем за ним упражнения, можно взять карандаш, ручку, палочку, колючие шарики, грецкие орехи и катать между ладонями, произнося стихотворение вместе с героем.
В процессе закрепления звукопроизносительных навыков и знаний о слоговой структуре слова дети проговаривают отдельные звуки и слоговые цепочки. Эту работу на начальном этапе провожу с использованием дидактических игр, а затем с использованием компьютера. Игра «Пожужжим». На экране появляется персонаж, он издает звук, ребенок, повторяя произносит звук за персонажем.
На занятиях по ознакомлению с предметным словарем, можно задействовать максимальное количество анализаторных систем ребенка. Тема «Овощи». Детей знакомлю со словами : лук, редиска, репка и др. На занятии в детском саду, а дома с родителями, дети знакомятся с натуральными предметами, производят как можно больше разнообразных действий с одним и тем же овощем: трогают, нюхают, пробуют, чистят, рассматривают косточки и делают поделки, выжимают сок, трут на терке, режут, узнают на ощупь, на вкус, рисуют по трафарету, разукрашивают и т. д. Таким образом, происходит накопление первичного словаря. Постоянно, но ненавязчиво стимулировать ребенка к повторению слов за взрослым: круглый, овальный, красный, зеленый, без запаха, кислый, сладкий, горький и т. д. Для закрепления темы «Овощи» провожу интерактивную игру «Фрукты-овощи».
Компьютер и специально подготовленные видеофильмы позволяют использовать динамическую наглядность при изучении глаголов. Игра «Бежит-лежит». Ребенок учится различать и называть слова-действия. На экране монитора появляется персонаж, который выполняет четыре действия ( например: собака лает, бежит, ест и сидит). -Где собачка лает (ест, сидит, бежит? Ребенок показывает или отвечает: -Вот собачка лает (ест, сидит, бежит). В этой игре ребенок учится составлять короткие предложения.
Ребенок нуждается в положительной оценке своих действий, поэтому после каждой игры появляется сюрпризный момент. Задания, поощрения и порицания исходят от стороннего лица – героя программы. Если что-то не получается, ребенок не обижается на взрослого и не спорит с ним, так как порицание идет от компьютерного героя, а наоборот, стремиться угодить, повторяет действия или слова за героем.
Предлагаемые приемы следует рассматривать как начальные этапы логопедической работы с безречевыми детьми, не забывая о принципах последовательного воздействия с использованием сохранных функций для развития нарушенных. Перед тем как перейти к более сложным коррекционно-педагогическим воздействиям, необходимо получить положительные результаты, чтобы ребенок с желанием относился к происходящему, почувствовал потребность в общении, доверие к взрослому.
Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет: расширить арсенал специалиста, повысить рост мотивации, заинтересовать ребенка, занятие становится гораздо интереснее; закрепить пройденный и изучаемый материал; сократить время на формирование и развитие коммуникативных навыков, высших психических функций; снять негативизм от многократных повторений заданий; развивать зрительнодвигательную координацию; способствовать положительной динамике развития.