ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Развиваем творческие способности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Глобальная проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношения к окружающему. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Темочки:
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина,, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, Д. Б. Эльконин и др.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха».
Цель занятий по изодеятельности с детьми на отделении раннего эстетического развития ДШИ — развитие творческого начала, самостоятельности, способности быть деятельным, активным, устремленным, эмоционально развитым, при этом глубоко чувствовать окружающий мир, его тонкое устройство. Сохранять свою уникальность в процессе становления в социуме (социализации). Кроме этого на этих занятиях дети учатся видеть прекрасное и наслаждаться красотой во всех ее проявлениях, постигают сущность добра и зла, познают их противостояние в мире. Детей учат понимать и наслаждаться классической музыкой, балетом, поэзией.
Организация образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. который можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.
Для того чтобы изобразительная деятельность на уроках проходила наиболее эффективно необходимо придерживаться основных принципов и условий стимулирования детского творчества.
• Принцип интегральности. Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.
• Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.
• Психологические условия. Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.
• Интеллектуальные условия создаются путём создания творческих задач.
• Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.
Формы и методы работы:
Развитие художественных творческих способностей зависит от овладения средствами выразительности, оригинальности, вариативности создаваемых образов, поэтому чтобы достичь реализации поставленных задач используются разнообразные формы работы:
•. Индивидуальная- Важно тонко и тактично осуществлять руководство творческой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей, научить ребенка самостоятельно находить средства художественной выразительности для передачи образа.
• Коллективная форма Эта модель продуктивна при тематике занятий по мотивам любимых сказок, времен года и т. д.
• Участие в конкурсах, выставках. Чтобы пробудить у ребенка желание узнавать и открывать самого себя в творческом художественном процессе, необходимо использовать организационные формы работы: это организация выставки рисунков, создание картинной галереи, участие детей в различных конкурсах детского творчества.
Методы работы:
Овладение нетрадиционными художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.
Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.
• Использование различных средств художественной выразительности. Это позволяет детям экспериментировать с разными изобразительными средствами, способствует развитию художественного творчества.
• Знакомство с разнообразной изобразительной техникой, В процессе творческого развития детей в работе используются различные приемы рисования, в том числе и знакомство с нетрадиционными техниками: кляксография, воскография, пластилиновая живопись, монотипия, граттаж.
• Игры – сказки - это и игровой метод обучения и форма обучения и средство всестороннего развития личности ребенка.
• Наблюдения. Наблюдая за сезонными изменениями, ребенок передает потом с помощью средств художественной выразительности свое эмоциональное состояние, колорит природы, пытается рисовать пейзаж.
• Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с литературой способствует развитию эмоциональной отзывчивости, потребности выразить свое отношение в рисунке.
• Использование ИКТ.
Условия успешного, развивающего обучения детей на основе готовности к восприятию мира и самовыражению.
• Творческая деятельность детей. Необходимо обеспечить ребенку условия индивидуального развития творчества.
• Опора на возрастные особенности ребенка. Сложность использования приемов и методов находится в прямой зависимости от возрастных и психологических особенностей ребенка на всех этапах его развития. Посредством творческой деятельности ребенок открывает свой волшебный мир творчества.
• Ближайший социум Правильно организованная социокультурная среда воспитывает в детской душе красоту, способствует творческим проявлениям.
• Региональный компонент. ребенок открывает мир со своего ближайшего окружения – это специфика дошкольного возраста. Поэтому в работе очень важно использование краеведческого материала.
• Сотрудничество в коллективе детей строится на основе интереса детей друг к другу и совместной деятельности. Совместные действия создают необходимые условия для творческого развития детей.