Трофимова Дина Владимировна
Консультация для родителей «Развиваем память дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развиваем память дошкольников".
Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособленным к жизни, лучше усваивает новые знания. Поэтому на этапе подготовки ребенка к школе необходимо развивать память.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем память дошкольников“» размещена в разделах
Старайтесь при этом развивать все виды памяти : зрительную, слуховую, двигательную. Обоняние и осязание тоже помогут ребенку вспомнить. Одни люди больше оперируют слуховыми образами, другие лучше запоминают при участии зрительно-двигательных анализаторов и т. д.
Для развития памяти не обязательны специальные занятия. Используйте любые ситуации, игры, занятия, в которых ребенок должен что-то запомнить, а затем вспомнить. Например, вы пришли в парк. Оставьте под деревом мячик, а сами продолжайте идти по тропинке. При этом объясните ребенку, по каким признакам будет легче на обратном пути найти оставленный под деревом мяч. После прогулки спросите ребенка, что он увидел по пути в парк и в парке.
Стремитесь к тому, чтобы запоминание было осмысленным. Так, предлагая запомнить слова ( например: лес, окно, гриб, стол, чашка, вода, посоветуйте объединить близкие по каким-нибудь признакам, ситуациям (лес – гриб, стол – чашка и т. д.). Это поможет припоминанию, и ребенок в последующих заданиях будет использовать такой прием.
Таким образом, дети при запоминании должны уметь пользоваться различными приемами, помогающими им вспомнить тот или иной материал, находить свой "узелок на память". Это может быть картинка, смежное понятие
или что-то иное, помогающее вспомнить.
Очень полезно для развития осознанного запоминания иллюстрирование текстов, которые предлагаются для пересказа. Вы читаете небольшой текст, а ребенок подбирает к нему подходящие иллюстрации из тех, которые перед ним разложены. На следующий день он должен воспроизвести текст по отобранным им иллюстрациям. Можно разыграть вместе с ребенком эпизод из рассказа или сказки, вылепить или нарисовать тот или иной персонаж, чтобы было легче вспомнить текст.
Таким же осмысленным надо сделать и заучивание стихов, текстов. С этой целью сначала прочитайте текст сами, вслух выделяя интонацией смысловые части. Укажите опорные слова, несущие основной смысл. Если к этому стихотворению, тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе с ребенком.
При заучивании стихотворения с голоса надо повторить его 2-3 раза вслух. В тех случаях, когда дети уже умеют читать, после вашего прочтения они читают текст сами по частям вслух и про себя. Повторяют 3-4 раза. Все слова должны быть для них понятны. Следите, чтобы при заучивании ребенок не допускал ошибок; первое же воспроизведение должно быть правильным.
В старшем дошкольном возрасте - игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэтому как можно чаще играйте с ребенком. Читайте ребенку сказки, рассказы, побуждайте его к пересказу. Не обязательно пересказывать все произведение, пусть ребенок расскажет тот отрывок, который ему больше понравился. Одним из важнейших условий развития памяти является правильная организация повседневной жизни ребенка. Взрослый должен систематически, проводить с детьми наблюдения родной природы и окружающей жизни, и затем предлагать рассказать об увиденном и услышанном. Тренировка памяти происходит и в тех случаях, когда ребенок вспоминает и рассказывает, как прошел день в детском саду по просьбе взрослого: "Расскажи, чем ты и другие дети занимались в детском саду", "Что наблюдали на прогулке?", "В какие игры играли?", "Что делали на занятиях?".Для развития памяти дошкольников целесообразно использовать наглядно-иллюстративный материал. Словесные объяснения полезно сочетать с показом картинок, иллюстраций, игрушек. Это способствует увеличению объема запоминаемого, прочности сохранения информации в памяти.
Короткие стихи следует заучивать целиком, длинные - разбивать на смысловые части. Вначале один-два раза прослушать все стихотворение (или песню, затем учить первую часть (или куплет). Выучив первую, дети снова выслушивают все стихотворение (песню) и заучивают вторую часть (куплет) и т. д. Если стихотворение разбить на отдельные строчки, то ребенок с трудом понимает смысл заученного. В результате он вынужден зубрить строчку за строчкой, часто совершенно не вникая в содержание. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование также способствует развитию образной памяти дошкольника.