Шевченко Олеся
Консультация для родителей «Развиваем детскую самостоятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы хотим поговорить с вами о самостоятельности наших детей. Вдумайтесь только в это слово – самостоятельность – это значит сам, стоять на своих ногах.
Самостоятельность- это ценное качество, необходимое человеку.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем детскую самостоятельность“» размещена в разделах
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое.
Если говорить о детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности : "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых, ", но и такое определение неполное.
Педагоги-психологи определяют самостоятельность таким образом :
• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Но старший дошкольный возраст – период, когда развитию самостоятельности и ответственности детей должно уделять особое внимание.
Главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать.
Важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту и возможностям. Так обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т. п., помощь в уходе за домашним питомцем, уборка игрушек, наведение порядка в своем уголке (комнате).
Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка.
Как ни парадоксально, но основная роль родителей в деле воспитания самостоятельности у ребенка 5 – 6 лет заключается в том, чтобы как можно меньше вмешиваться в естественную потребность человека все испробовать на собственном опыте. Опасения родителей конечно объяснимы и небезосновательны, но именно поэтому самостоятельность у ребенка и должна воспитываться родителями, чтобы не быть бесконтрольной и иметь четкие рамки. В свободе принятия решений нет ничего плохого, если научить ребенка подчинять ее правилам. А желание мам и пап оградить ребенка от малейших трудностей взращивает в детском характере нерешительность, тревожность, инфантильность.
Самостоятельному ребенку легче и в учебе, и во взрослой жизни. Но как воспитать такую черту у наших шестилеток?
Вот три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными :
* «Нам некогда». Одно из самых частых оправданий родителей. Кто же спорит, намного быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, убраться за ним.
* «Это опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в виде стекол, падающих предметов, углов и т. д. Здесь важно обеспечить ребенку такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями. Организуйте места для хранения игрушек так, чтобы ребенок мог без вашей помощи их доставать, познакомьте с электроприборами дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым, духовым щкафом, плитой (дайте почувствовать в чем опасность) Личный опыт намного прочнее теории.
* «Он же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих чад, особенно когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен сталкиваться с посильными проблемами, самостоятельно или под вашим наблюдением преодолевать их, наблюдать последствия своих действий.
Ребенок в состоянии протереть свою обувь и убрать ее на место и если получилось у него это сделать самостоятельно или под вашим наблюдением, то теперь это правило, и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9 (10, иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся ребенок останется без сказки. Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя ложиться в кровать. А для этого взрослым самим нужно эти правила неукоснительно соблюдать.
Детям интересно исследовать мир и пробовать свои силы. Если не ограничивать их и не требовать слишком много, а поддерживать, помогать и поощрять, в детях формируется любознательность, активность и стремление к самостоятельности.
Бывает, ребенок на время остается без присмотра (допустим, на прогулке мама отвлеклась). Поэтому внушите ему заранее основные правила поведения вне дома: нельзя общаться с незнакомцами, идти с ними, даже если они умоляют, стыдят или сулят что-то интересное, а также обговорите разрешенный маршрут перемещения (допустим, гуляя на детской площадке, не выходить за ее пределы).
Кое-что новое открывается и в бытовой самостоятельности. Ребенок уже может не просто позаботится о себе ( хотя и здесь есть над чем работать: пуговицы, шнурки, кнопки и т. д., он уже в состоянии заботиться о других членах семьи. Хорошо, если ребенку дают возможность помогать нести, допустим, легкий пакет с батоном хлеба или йогуртами, убрать за вами тарелку со стола, разбирать пакеты с продуктами, так же это может быть сервировка стола, протирание пыли, поливка комнатных цветов – то, что ребенок будет делать без вашего напоминания и регулярно.
К сожалению, реалии большого города сегодня не позволяют родителям отпускать детей одних на улицу достаточно долго, в целях их же безопасности. Тем не менее, старайтесь создавать для ребенка хотя бы видимость свободы. Во время прогулки будьте поблизости, но на некотором расстоянии от него. Пусть он гуляет на площадке, а вы сидите на лавочке, читая книгу. Или он сам берет хлеб в магазине и оплачивает его на кассе, а вы его «страхуете», если есть необходимость. Для пятилетнего ребенка это признание его значимости и самостоятельности.
В целом, когда ребенок подходит к возрасту старшего дошкольника, родителям хорошо бы становиться немного «ленивыми». Так ребенку делегируется право самому распоряжаться некоторыми аспектами своей жизни, а также помогать другим членам семьи. Однако нужно понимать, что все это возможно, только если раньше маме было не лень помогать ребенку в развитии его независимости.
Самостоятельность – внутренняя потребность каждого человека, данная с рождения, поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы она могла проявляться, и отшлифовывать ее правилами, аккуратно направлять в нужное русло.
Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки, ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.
Через год наши дети пойдут в школу, и на них свалиться целое море самостоятельности. И если сейчас они слышат:
-не ходи сам через дорогу,
-не трогай замок, поломаешь ключ,
-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,
-не трогай телефон,
-не бери нож, и т. д.
Но скоро услышат совсем другие слова:
-перейдешь сам через дорогу,
-откроешь дверь ключом сам,
-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.
И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажите, поможете, подбодрите, похвалите.
И, конечно, главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.
Добрые советы для родителей
Никогда не говорите ребё нку: «Ты мне мешаешь, уйди!»
Никогда не говорите ему: «У тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.
Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).
Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.
Не ругайте, если ребенок что-то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.
Только хвалите за сделанное самостоятельно и не бойтесь переборщить!
И обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка!», «Ты мой помощник!»