Балаян Забела
Консультация для родителей «Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по развитию и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, предъявляемым программой. Какие это требования:
Тщательная предварительная подготовка к занятию.
Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Воспитательный характер занятия. На занятиях решается сложный комплекс задач умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Эмоциональный характер занятий. Занятия проводятся без принуждения, с использованием игровых приемов, красочного материала. Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателями и детьми, психологическим комфортом детей в д/саду.
Структура занятий должна быть четкой (3 части – вводная, основная, заключительная).
Оптимальное сочетание коллективного характера с индивидуальным подходом к детям.
Правильная организация занятия. (Гигиенические, эстетические требования, освещение, мебель, расположение раздаточного и демонстрационного материала).
Учет результата занятия (наметить пути дальнейшей работы).
Связь занятия с последующей работой по развитию речи.
На основе знаний общих закономерностей становления родной речи, изучения грамматических навыков детей определенной группы и анализа причин грамматических ошибок детей намечаются пути формирования грамматически правильной речи детей.
Пути формирования грамматически правильной речи :
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, повышение речевой культуры взрослыми;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого обучения;
- исправление грамматических ошибок.
Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок и учета их при выборе методов и приемов работ.
Ошибки дошкольников определяются разными факторами:
- общими психофизическими закономерностями развития ребенка;
- трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его усвоения;
- запасом знаний об окружающем мире, объемом словаря;
- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные форма слов, речевые обороты.
В связи с этим важен пример культуры грамотной речи взрослого.
Постоянно заботясь о совершенствовании грамматической стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей.
Исправление грамматических ошибок.
Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно.
Неисправленная языковая ошибка – лишние подкрепления неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать как сказать правильно (ты ошибся, надо сказать). Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент эмоционального состояния.
С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель,исправляя ошибку, по-другому формирует фразу или словосочетание. ( Например: Мы поставили на стол много чашков и ложков. Правильно: Мы подготовили стол к чаю, поставили много чашек и ложек).
Детей старшего возраста следует учить слушать ошибки и самостоятельно исправлять их. Например: Ты неверно изменил слово, подумай.
В качестве образца используется пример правильной речи другого ребенка. В редких случаях осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
При исправлении ошибок не следует быть навязчивым, необходимо учитывать обстановку. Нужно фиксировать внимание на ошибки, и исправлять их в подходящей обстановке.