Юлия Грачева
Консультация для родителей «Развитие связной речи в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие связной речи в домашних условиях»
Уважаемые родители!
Дошкольный возраст –
этап активного речевого развития.
Сложно переоценить значение связной речи, ведь это не только умение верно излагать свои мысли, правильно говорить, но и возможность познавать окружающий мир.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители.
Как помочь ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке, по дороге в детский сад или перед сном ребенка.
-Читайте своему ребенку рассказы или сказки. Это научит ребенка слушать, быть усидчивым.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно - следственных связей :(Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
Разберите новые, непонятные для него слова.
Беседуйте с ребенком используя красочные картинки, выразительную интонацию, мимику, жесты.
Попросите пересказать понравившийся эпизод.
Рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: «. да баба»; взрослый: «И была у них.», ребенок: «. курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.
Предложите ребенку придумать свои концовки к сказкам, детям это очень нравится.
-Можно попросить ребенка попробовать себя в роли телевизионного ведущего! Дайте ему в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое твое любимое животное?. Чем ты любишь заниматься?. Куда бы ты хотел поехать?».
-Для развития связной речи можно использовать игрушки. Например, предложить для сравнения два мяча и две пирамидки. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга, их отличие между собой. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
-Для развития связной речи использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя не только дома, но и на прогулках на улице.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?»,так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий».
Рекомендации:
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий :
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
- Следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
-Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!
-Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки.
-Не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать. Не торопите его.
- Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса.