Ирина Лебедева
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4–5 лет»
«Развитие связной речи у детей 4-5 лет»
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоениесвязной монологической речи. В это время происходят заметные изменения вформировании грамматического строя речи, в освоении способовсловообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначениепредмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют», начинаютактивнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют
обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель,
одежда, обувь и т. п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы
высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связнойи последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи,синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все теумения, которые необходимы для развития связной речи.
В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:
- не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
- у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность:
- имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования
существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительногопадежа множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью.
Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
Методы развития
При нарушении речевого развития у ребенка следует обязательно обратиться клогопеду, который поможет быстро и эффективно разрешить возникшую проблему.
Однако очень важно помогать ребенку развивать речь самостоятельно. Начиная счетырех лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобыребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить вниманиена следующие рекомендации:
1. В разговоре со своим ребенком говорите правильно, не коверкая слова, четко ивнятно (без лепета и «детских слов»).
2. Развивайте у ребенка мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые
упражнения, например: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух изодной щеки в другую и т. д.).
3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
4. Не плохо было бы выполнять артикуляционную гимнастику.
5. Разговаривайте со своим ребенком, отвечайте на его вопросы, просите
рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам,описание предмета).
6. Развивайте мелкую моторику, речевое дыхание, темп и ритм произношения спомощью музыкальных занятий.
7. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
8. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать ребенка.
9. Увеличивайте занятие постепенно, доделывайте начатое до конца, если ребенок несправляется с заданием, переключитесь на более легкое.
10. Создавайте у ребенка ситуацию успеха, он должен верить в свои силы.
11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает,относитесь к этому недостатку с терпением, а к ребенку с любовью
Подготовила : воспитатель
Лебедева И. Г.