Сидельникова Наталья
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность- важное качество, нужное каждому человеку, поэтому его необходимо начинать воспитывать и развивать как можно раньше. От того, насколько самостоятелен ребёнок, будет зависеть его дальнейшая жизнь, способность адаптироваться к различным ситуациям.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие самостоятельности у детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
К трём годам ребёнку хочется самоутвердиться. Пресекать, останавливать детей ни в коем случае нельзя. Это может плохо сказаться на детях. Они могут стать упрямыми, тревожными, строптивыми, своевольными. У них появляется желание всё сделать по -своему, не так, как его просят, Ему хочется быть самостоятельным даже в том, что он ещё мало умеет делать. Его нужно обязательно страховать, когда он делает что-то связанное с опасностью.
Подавление детской самостоятельности может оказать очень плохое влияние на развитие личности ребёнка.
Самостоятельность- свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за своё поведение. Очень важным для развития самостоятельности ребёнка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители.
Одни думают, что самостоятельность ребёнка может возникнуть сама по себе, в «свободном плавании». Он научится действовать самостоятельно. Такие родители думают, что постоянно заниматься самостоятельностью ребёнка совсем не обязательно. В таких семьях нет ни замечаний, ни похвалы.
Другие считают,что ребёнок ничего не сможет сам сделать, он ещё маленький, лучше и быстрее сделать всё самим, особенно когда куда-то спешишь. А ждать когда малыш сделает всё сам так долго и утомительно.
Некоторые родители придерживаются позиции- как можно больше твёрдости и контроля. Они думают, что ненужно считаться с мнением ребёнка, не важно, как он думает, ведь он ничего не знает и не умеет. В семье нет похвалы, а только замечания. Дети из таких семей замкнуты, недоверчивы или не умеют себя сдерживать, а часто и неуверенные в себе люди.
Есть семьи, где контроль сочетается с доброжелательностью и искренним проявлением интереса. Здесь прислушиваются к мнению ребёнка, поддерживают желание быть самостоятельным, независимым. Эти родители лучше подготавливают ребёнка к жизни в быстро меняющемся мире, помогая ему обойтись без помощи взрослых. Ведь родители, взрослые не всегда могут помочь, уберечь. Психологи считают этот вариант воспитания самым оптимальным. Именно такие дети будут самостоятельны,ответственны, независимы и дружелюбны.
Развитие у детей навыков самообслуживания.
Трёхлетний ребёнок уже может овладеть всеми навыками самообслуживания : самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни дети овладевают элементарными правилами культуры поведения за столом и во время умывания. Овладение навыками самообслуживания очень важно для психического развития ребёнка. Умение одеваться,раздеваться, пользоваться туалетом и др. повышает самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости. В процессе самообслуживания он открывает для себя много новых вещей, узнаёт их назначение. Во время одевания, раздевания развивается память ребёнка, мелкая моторика рук. Ведь для выполнения действия необходимо быть внимательным, проявлять упорство.
Советы родителям.
Дорогие родители, не выполняйте за ребёнка то, что он может сделать сам. Когда малыш уже умеет кушать, одеваться, пусть делает это самостоятельно, не мешайте ему. Взрослые выполнят всё быстрее и аккуратнее, не испачкав одежду, не уронив крошек на пол. Малыш никогда не научится быть самостоятельным, если вы будете ему мешать.
Помогайте ребёнку только тогда, если он сам просит взрослого о помощи. Не мешайте его занятию,если он не просит вас об этом.
Старайтесь поощрять желание ребёнка делать всё самому. Важно не мешать ему в этом стремлении. Поощряйте его попытки делать что-либо самостоятельно.
Поддерживайте ребёнка и хвалите его попытки что- либо сделать. Ему это очень нужно. Очень важно не насмехаться, если у малыша что-то не получается. То, что для нас легко и просто, для ребёнка требует огромных усилий. Когда у малыша что-то не получается, просто поясните осторожно,где его ошибка, подбодрите, помогите поверить, что у него обязательно всё получится.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и расскажет как, что и в каком порядке делать.
В процессе воспитания используйте стишки, потешки, личный пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Всегда придерживайтесь доброжелательного, эмоционального настроя.
К трё м годам дети должны уметь: одеваться и раздеваться; складывать одежду и выворачивать на лицевую сторону; расстёгивать и застёгивать пуговицы на одежде; застёгивать обувь, умываться; мыть руки; самостоятельно засучивать рукава; намыливать руки; тщательно смывать пену водой; пользоваться носовым платком, ложкой, вилкой; пить из чашки; вытирать рот салфеткой; убирать игрушки на место ; помогать взрослым; если в доме есть животное, ребёнок может их кормить.
Все эти умения прививаются только близкими людьми и только в семье. ЕСЛИ МАЛЫШ ЧЕГО-ТО НЕ УМЕЕТ ДЕЛАТЬ- ЭТО УПУЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!
Условия для воспитания самостоятельности.
Семья- первое, самое главное общество, где начинает зарождаться характер ребёнка.
Самообслуживанием, как и любыми другими качествами ребёнок овладевает не сразу. Для того, чтобы научиться правильно умываться,одеваться, убирать за собой игрушки, нужно знать, как это делать. Для этого его необходимо постоянно тренировать. Постепенно можно переходить от показа к пояснению, как это нужно делать Это помогает выработке точных движений. Важно не только дать ребёнку возможность сделать что-то самому, но и проконтролировать, как он сделал. Доводите до сознания ребёнка, что то, чем он занимается, очень важно для всех.