Оксана Тюкова
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка главную роль занимают взрослые:
родители и воспитатель в детском саду. От правильной речи взрослых и от того,как они разговаривают с ребёнком, много ли времени уделяют речевому общению и зависят успехи ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Главным образом, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.
Огромное значение для развития речи детей имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре,в процессе НОД.
Не мало важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь. В раннем возрасте общение является главной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка,которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является самым главным периодом в развитии речи ребенка. Важно приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамотную речь, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь. Развитие речи происходит на НОД в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие ребенка должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. Так же важно провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном, задавать наводящие вопросы. В процессе наблюдений так же следует не только говорить то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей : научить сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия. Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов,сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения. Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.
В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается. Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым,поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов.
Общение ребенка со взрослыми и с другими детьми способствует тому,что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает,но и соотносит свои действия с действиями других. Нужно следить чтобы ребенок правильно произносил слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов. Этот приём имеет очень важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Главными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речи ваших детей.