Вера Петушкова
Консультация для родителей «Развитие познавательных процессов. Внимание»
▼ Скачать + Заказать документы
Успехи ребенка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И. П. Павлов метко назвал «Что такое?». Первые ориентировочные реакции у ребенка вызывают раздражители, связанные с питанием. Проявление зрительного сосредоточения родители могут зафиксировать уже на 10-12-й день жизни ребенка. В конце 3-й недели внимание ребенка привлекают громкие звуки, яркие предметы. В младенческом и раннем возрасте внимание ребенка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего первого года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребенка раздражителем, способным вызвать и поддерживать его внимание, является взрослый.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных процессов, Внимание“» размещена в разделах
Овладение ребенком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания-произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к определенным сторонам деятельности. В дальнейшем сам малыш начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания. Направленность, сосредоточенность внимания в данном случае зависит уже не столько от особенностей предметов, сколько от поставленной цели и применения волевых усилий. Поэтому этот вид внимания называют еще волевым. Его формирование теснейшим образом связано с развитием речи ребенка. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает некоторыми способами рациональной организации своего внимания (самоинструкция, предварительная группировка материала и т. д.).
Произвольное внимание дошкольника может перерасти в послепроизвольное, которое носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Процесс его возникновения можно описать так: сначала человек заставляет себя быть внимательным (произвольное внимание, затем увлекается делом и уже внимателен без специальных усилий (послепроизвольное внимание). Главной побудительной силой послепроизвольного внимания является устойчивый интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения. Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, родители должны стремиться сделать малоинтересное и сложное для ребенка задание интересным и занимательным.
На протяжении дошкольного периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объем, способность к распределению, переключению.
Родителям хорошо известна быстрая отвлекаемость детей от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, важном. Это проявление рассеянности. Причины рассеянности могут быть разнообразные. Родителям важно знать их, чтобы вовремя предотвратить рассеянность, а если она возникла-не дать ей возможность укрепиться, бороться с ней. От ребенка не следует требовать, ожидать слишком длительной и стойкой сосредоточенности. Отсутствие ее даже у старших дошкольников-явление естественное, обусловленное обстоятельствами их высшей нервной деятельности. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство их нервной системы, малокровие, болезни носоглотки. В этих случаях родителям нужно обратиться с ребенком к врачу. Одной из частых причин рассеянности является быстро возникающее утомление при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения.
Причиной рассеянности дошкольника может явиться и перегрузка мозга большим количеством впечатлений, еще недостаточно гибкое, переключаемое внимание. Разбросанность интересов также может привести к рассеянности. Неправильное воспитание в семье-отсутствие режима в занятиях, развлечениях, отдыхе, освобождение ребенка от всех обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей-также может быть причиной рассеянности.
Для поддержания и развития внимания ребенка необходима четкая организация его жизни в семье, учитывая возможности возраста, широкое использование специальных игр и игрушек, применение заданий дидактического характера и т. д.