Оксана Еретина
Консультация для родителей «Развитие памяти у детей разного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей Развитие памяти у детей разного возраста
Внимание и память у ребенка зависят от нескольких факторов. Прежде всего, это возраст. Чем меньше малыш, тем более преобладает у него непроизвольное запоминание, с возрастом подключаются другие виды. Влияют на процесс и полученные знания, опыт, возможность соотносить пережитые события и ощущения с тем, что нужно запомнить.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие памяти у детей разного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Важно: Если непроизвольная память существует сама по себе, то произвольную следует развивать, иначе впоследствии возникнут проблемы с усвоением учебного материала, следовательно, с обучением.
До 3 лет
У малышей до года уже можно наблюдать развитие памяти. С 1 месяца ребенок способен узнавать людей (например, среди многих, он легко узнает маму). К 3 месяцам появляются первые предпочтения (любимые погремушки или соски, а с введением прикорма малыш по картинкам на баночках угадывает любимые пюре. Но память грудничка не отличается длительностью. Не общаясь с человеком всего несколько дней, он, скорее всего, будет воспринимать его как чужого.
В возрасте 2-3 лет ребенок хорошо запоминает небольшие стихотворения, но делает это он непроизвольно. Если песенка или стих ему понравились, прослушав пару раз, он уже сможет их воспроизвести.
Чтобы ребенок надолго запоминал информацию в этом возрасте, она должна заинтересовать его. Так как до 6-летнего возраста зрительная память преобладает над остальными видами, желательно слова подтверждать наглядно.
Развитие памяти в 2-3-летнем возрасте начинается с разговоров с малышом. От способов подачи материала, который выберут взрослые, зависит развитие внимания и памяти. Следует спрашивать ребенка обо всем, что происходило с ним: что он ел на завтрак, обед или ужин, какая погода была, когда они ходили гулять, в какие игры играли, какие книжки читали. Можно попросить перечислить имена мальчиков из группы, имена девочек. То есть вопросы должны быть связаны с непосредственными занятиями и восприятиями ребенка за день.
Читая с малышом книжки, обязательно нужно останавливаться и спрашивать по тексту: Как зовут главного героя сказки (мальчика, девочку – понятие «главный герой» может быть еще недоступно в этом возрасте? Что мальчик сказал? Что он сделал? Можно попросить пересказать, что больше всего запомнилось.
Игры на развитие памяти для детей до 3 лет :
«Куда спрятался?» Мама прячет предмет (яркую игрушку, мячик, ищет и находит вместе с малышом (под подушкой). Ребенок отворачивается, мама прячет игрушку в то же место, малыш сразу ее находит. Мама снова просит отвернуться и прячет предмет уже в другое место (в шкаф, снова ищут вместе. В следующий раз предмет следует спрятать под подушку. Скорее всего, ребенок станет искать там, где в последний раз видел его (в шкафу, не найдя, он обязательно заглянет туда, где находил дважды.
«Кто как разговаривает?» В эту игру можно играть даже с еще не говорящими детьми. Разложить картинки с изображением животных. Произносить звуки, подражая зверям: «мяу» - ребенок показывает на кошку, «гав» - на собаку, «му-у» - на корову.
«Вспомни и покажи» Разложить от 3 до 5 картинок перед ребенком. Картинки должны быть большие, яркие и интересные. Дать малышу некоторое время посмотреть на них, затем перевернуть. После этого попросить его показать, где спряталась, например, кошечка. Ребенок переворачивает картинку. А где спрятался козленок? Ребенок должен найти и перевернуть нужную картинку.
Подобных игр очень много, и детки охотно в них играют. С их помощью можно выучить цвета и названия животных, профессии и транспорт, цифры и буквы. Все это запоминается непроизвольно, но в будущем станет отличной основой для обучения.
4-5 лет
Если до 3 лет дети сохраняют воспоминания недлительно, то к 5 годам память развивается настолько, что наиболее яркие воспоминания остаются на всю жизнь. К 5 годам ребенок буквально все впитывает в себя, стремиться все познать, задает множество вопросов. Этим следует воспользоваться и вложить как можно больше информации, выбрав правильный способ ее подачи. Особое внимание уделяется развитию образного запоминания, а также словесно-логического, что готовит к запоминанию произвольному.
Игры для развития памяти :
«Магазин». Развивает слуховую память. Перед ребенком выкладывается «товар» : игрушки, продукты, другие предметы. Мама просит сходить в «магазин», перечисляя, что нужно «купить» : хлеб, машинку, ручку, пластилин. Малыш все названное должен запомнить и самостоятельно положить в корзину. Сначала называется 4-5 предметов, с каждым разом количество увеличивается.
В возрасте 4-5 лет важно развивать связь между разными видами памяти. Для этого можно попросить ребенка представить, например, яблоко, любимую игрушку, подругу, друга и подробно описать их.