Наталья Сотова
Консультация для родителей «Развитие моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства - это очень благоприятное время для всестороннего развития вашего малыша, которое ни в коем случае нельзя упустить.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, они отказываются работать с пазлами, мозаикой, не хотят заниматься лепкой и аппликацией, им трудно красить карандашами.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие моторики рук“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Как следствие, дети оказываются обделенными в выборе возможностей освоения мира. Такие дети часто не могут справиться с элементарными действиями, которые доступны другим. Это очень негативно сказывается на эмоциональном благополучии ребенка, влияет на его самооценку. С течением времени таким детям сложнее дается освоение приемов письма.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребё нка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
По мнению известного философа Канта: «Рука-это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Не зря ведь наши бабушки использовали такие игры, как: «Сорока-белобока».
Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребё нка : к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи ребёнка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Мелкую моторику рук малышей развивают :
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослого);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, наливать – выливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;
игры с конструктором, мозаикой;
сматывание цветных ниток в клубочки;
нанизывание бус, бисера;
лепка из глины, пластилина;
физические упражнения – разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке).
Играя с ребенком в такие игры, обязательно соблюдайте некоторые очень важные правила:
дайте ребенку возможность самому выбрать игру;
будьте всегда заинтересованным и внимательным партнером;
игра должна быть непродолжительной по времени;
дайте четкую и понятную ребенку инструкцию;
всегда подводите итог игры (делайте рефлексию) : что вы узнали, что научились делать и что ребенку понравилось больше всего.