МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие критического мышления»

Татьяна Эгипте
Консультация для родителей «Развитие критического мышления»
▼ Скачать + Заказать документы

Детство — короткий, но очень значимый период в жизни человека. Именно в детстве мы познаем мир, учимся с ним взаимодействовать, обнаруживаем и развиваем свои способности. Очень важно с первых лет жизни учить ребенка мыслить критически, то есть формировать собственное мнение и принимать взвешенные решения на основе полученной информации. Такой психический познавательный процесс, как мышление, проходит несколько ступеней развития. Наглядно-действенное мышление формируется в промежутке от года до трех лет. С четырех до семи лет — время наглядно-образного мышления, когда малыш воспроизводит образы в памяти. С семи лет складывается словесно-логическое мышление : в это время ребенок учится мыслить такими абстрактными категориями и понятиями, как счастье, красота и так далее. Особый вид мышления — критическое. Это способность выносить суждения о том, насколько идея или действие соответствуют здравому смыслу или реальности, умение ставить под сомнение поступающую информацию, убеждения. Это сложный мыслительный процесс, который включает в себя получение ребенком информации, обдуманное решение и формирование собственного отношения. Иначе говоря, критически мыслящий ребенок всегда сможет объяснить, почему он согласен или не согласен с мнением собеседника, учитывая его логику. Что нужно для овладения критическим мышлением

Публикация «Консультация для родителей „Развитие критического мышления“» размещена в разделах

Чтобы научиться мыслить критически, нужно хорошо владеть самыми разными навыками.

1. Сбор информации - важно научить ребенка искать и собирать данные из разных источников, понимать, где можно найти ответ на вопрос: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии.

2. Оценка фактов - мало получить данные, нужно еще и объективно их оценить, то есть проверить подлинность выдвинутых гипотез, мнений, точек зрения.

3. Формулирование выводов - полученная информация должна быть обработана, а результатом этого будут выводы: «Оказывается, в мире целых пять океанов», «Пока я не прочитал об этом в энциклопедии, я и не знал, что озеро Байкал — самое глубокое и крупное в мире».

4. Формирование собственного мнения - проведя всю эту сложную мыслительную работу, ребенок формирует собственное отношение к тому, что он узнал: «Сначала я думал, что мама просит меня надевать шапку зимой просто потому, что ей так хочется. Теперь, когда я знаю, что зимой без шапки можно обморозить уши и ослабить иммунитет, я понимаю, что мама заботится о моем здоровье. Я всегда буду надевать шапку, когда на улице холодно».

Как помочь развивать критическое мышление

Задавайте вопросы. Нужно чутко прислушиваться к тому, что говорит малыш, к каким выводам он приходит даже в мелочах. Для развития его критического мышления полезно задавать ему вопросы с такими формулировками: «Почему ты не согласен?», «Как ты думаешь?», «Почему ты так считаешь?», «Почему ты так решил?». Пусть ваши вопросы вызывают у ребенка желание подумать, поразмышлять, обсудить, высказаться, ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы и доводы в защиту своего мнения и делать выводы. Учите ребенка рассуждать вслух. Наблюдайте вместе за природой: это очень логичная система, глядя на нее, ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи. Например: «Почему на асфальте лужи? — Потому что прошел дождь», «Почему на лужах лед? — Потому что температура понизилась, а вода стала льдом уже при нуле градусов». Не будьте всезнайкой. Не бойтесь признавать, что вы не всезнающи, и прямо сейчас у вас нет ответа: «Я не знаю. Давай поищем ответ вместе?», «Не могу сейчас ответить, спроси меня чуть попозже, а я пока подумаю».

Играйте, игры, которые не требуют никакой подготовки или специального инвентаря. Вы можете играть, когда сидите в приемной у врача, пережидаете дома дождливый день или идете вместе в магазин.

«Анализируй это» : предложите ребенку найти сходства и отличия предметов и явлений. Это учит и обобщать, видя главное, и обращать внимание на мелочи.

«Чем похожи» : пусть малыш порассуждает, что общего у апельсина и мяча, кошки и собаки, книги и телевизора.

«Четвертый лишний» : из ряда понятий убрать одно и пояснить свой выбор. Например: в ряду «собака, волк, свинья, корова» лишний волк, потому что он — дикое животное, а все остальные — домашние.

«Борщ и компот» : перед малышом разложены овощи и фрукты. Нужно положить в одну кастрюлю овощи для борща, в другую — фрукты для компота.

«Найди половинку» : разрежьте пополам несколько картинок из журнала или открыток, предложите найти каждой половинке недостающую часть.

«Продолжи ряд» : вы называете несколько предметов, объединенных общим признаком, и предлагаете ребенку продолжить, не называя это свойство. Например: «Троллейбус, велосипед, машина… — Поезд!».

Благодаря этим играм ребенок приобретает и развивает важные навыки : наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, заключениям, способность давать оценки явлениям.

Советы родителям.

1. Помните, что в высказываниях должна быть логика. Учите реб нка с самого детства логически мыслить. Рассуждайте при ребенке сами, обосновывая свое мнение. Хорошо помогают фразы по модели: «Если, то…».

2. Не принимайте от реб нка ответ: «Потому что мне так хочется (нравится!». Просите малыша аргументировать сво мнение, подталкивайте его к тому, чтобы он задумался над настоящей причиной своего желания или поступка. Помогайте ему в этом наводящими вопросами.

3. Позволяйте ребенку сомневаться. Недоверие к каким-либо фактам подвигнет его к тому, чтобы попытаться доказать свою правоту, а значит, изучить объект спора. Так он познает много нового и интересного.

4. Если ваш ребенок указывает на ошибку или неточность в ваших суждениях или задает массу уточняющих вопросов — это прекрасно: он внимателен, любознателен и готов высказывать свое мнение. Это необходимо поощрять.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления»Консультация для родителей «Развивающие игры для речи, логики, мышления» Давно известно,что чем лучше ребенок управляет своими пальчиками,тем быстрее он начинает говорить. Здесь нет особого секрета,ведь нервные.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие критического мышления в начальной школе, характерное для каждой стадии урока проводимого с детьми с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с задержкой психического развития предполагает разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие критического мышления»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 19:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие критического мышления»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Эгипте в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД