Запоточная Ирина
Консультация для родителей «Рассеянные дети. Что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание?
Внимание - это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях.
Публикация «Консультация для родителей „Рассеянные дети, Что делать“» размещена в разделах
Усвоить всю ежедневно поступающую информацию невозможно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
К основным свойствам внимания относятся: концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Ученик с высокой концентрацией внимания отличается организованностью, хорошей наблюдательностью. И, наоборот, ученик, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 6-7 лет число таких объектов колеблется от трёх до пяти.
Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.
Распределение внимания - это одновременное внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новых задач.
Причины рассеянности :
1. Гиперактивность. Ребенок расторможен, постоянно находится в движении, ни минуты не может усидеть на месте, хватается то за одно, то за другое, но ничем не может увлечься дольше двух минут, «не слышит» инструкций, занимается на общих занятиях чем-то своим.
2. Чрезмерное увлечение чем-то одним, например, компьютерными играми или выдумыванием собственного волшебного мира. Это опасная тенденция, которая говорит о том, что ребенок глубоко неудовлетворен реальностью, ему недостает внимания, любви, у него снижена самооценка.
3. Неправильное питание. Возможно, вашему ребёнку не хватает витаминов или минеральных веществ.
4. Недосыпание. Укладывайте ребенка спать пораньше. Поговорите с ним: возможно причиной плохого сна являются ночные кошмары и страхи.
5. Усталость. Не переусердствуйте, стараясь развить у своего ребенка разнообразные таланты и отдавая его во всевозможные секции и кружки!
Рекомендации по работе с такими детьми:
Работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, поэтому необходимо обеспечить детям «мягкое», замедленное включение в учебу. Необходимо избегать переутомления детей в течение дня.
Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты, легкими, быстрыми и веселыми (а не нудными).
Дома у ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать – одевать тапки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. В конце «работы» надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.
Очень полезны для развития внимания настольные игры: мозаики, лото и т. п. Предложите малышу такую игру: покажите несколько предметов (пусть это будут любимые игрушки, а потом спрячьте один из них, ребенку нужно будет угадать, что же пропало.
Больше читайте вместе. Смотрите мультфильмы. А потом просите вспомнить, о чем была сказка.
Полезно для тренировки внимания рисование и прослушивание музыки.
Развивать внимание можно при помощи различных игр. Малышам всегда нравится совместное рассматривание картинок. Показывая картинки, акцентируйте внимание ребенка на мелких деталях, обсуждайте сюжет, причинно-следственные связи, просите найти на картинке что-нибудь маленькое и малозаметное. Предлагайте игры типа «найди отличия», «нарисуй по образцу», «съедобное – несъедобное».
Почаще просите выполнить какую-нибудь кропотливую работу – перебрать крупу, сложить в несколько кучек однотипные предметы.
Научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания».
Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления.
Учите детей быть наблюдательными - умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое - в знакомом.
Наберитесь терпения и не ждите немедленных успешных результатов.
И главное – не ругайте ребенка, даже когда он откровенно «ловит ворон». Мягко направляйте и помогайте, давайте четкую пошаговую инструкцию. И чаще хвалите!