юлия кудряшова
Консультация для родителей «Ранняя профориентация. Знакомство детей с профессиями посредством сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать +Заказ
Игра - путь детей к познанию мира, в котором
они живут и который призваны изменить.
М. Горький.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем
мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду,
вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое
место занимают игры, которые создаются самими детьми - сюжетно-ролевые. В
этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в
жизни и деятельности взрослых.
Публикация «Консультация для родителей „Ранняя профориентация, Знакомство детей с профессиями посредством сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Консультации
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят
значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более
высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности
игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные
изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии
развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую
психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра - отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено
изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята водят
самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят
дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждого края, каждой
области. Поэтому в детских играх часто мы видим отражение труда взрослых.
Следовательно, через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются,
и углубляются знания детей, а на основе их появляется интерес к
разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому
усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей
в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В
правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств
личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в
будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и
согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные
вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость
творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры
атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается
его увлеченность, иногда призвание, мечта.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к
разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с
функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к
участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
Задача взрослых (педагогов в детском саду, а родителей дома - помочь
детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Поэтому, уважаемые родители, побеседуйте с ребенком о профессиях. Во
время увлекательной беседы вы поймете, насколько сформирован у вашего ребенка
интерес к труду взрослых, какие профессии ему нравятся и быть может, дома вы
сможете организовать настоящую сюжетно – ролевую игру.
Организовать такую беседу можно в процессе небольшой игры.
Игра «Кто, где
работает?»
Спросите у ребенка: кто работает в магазине., в детском саде. ,
в больнице., в парикмахерской. Например: в детском саде
работают воспитатели, помощники воспитателей, повара,
медсестра, заведующая. Загадайте загадки: «У меня немало дел,
если кто-то заболел. Всех я вылечу друзья! Отгадайте, кто же я?»,
«Каждый день сажусь в кабину, завожу мотор машины, еду в
дальние края. Отгадайте, кто же я?», «Ножницы, шампунь,
расческа, всем я сделаю прически. Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!».
Игра «Кому это
нужно?»
Покажите ребенку различные предметы (пылесос, шприц,
кастрюля, ведро). Предложите назвать их и рассказать, когда они
используются и с какой целью. Например: это половник, он
нужен повару, чтобы разливать суп и компот. Или: нож, доска,
кастрюля - нужны повару, чтобы приготовить еду.
Игра «Кто что
делает?»
Спросите у ребенка: что делает повар., врач., помощник
воспитателя., водитель., парикмахер и др. Предложите ребенку
показать задуманное действие человека какой-либо профессии, а
Вы, в свою очередь, попробуйте отгадать. Можно
посоревноваться: кто больше назовет действий (повар - режет,
жарит, печет, варит, готовит и др.)
Игра «Исправь
ошибки»
Предложите ребенку послушать, заметить и исправить ошибки.
Например: врач готовит вкусный обед, воспитатель лечит людей,
повар делает уколы. Что не так? Ребенок исправляет и говорит
правильный ответ.
Игра
«Четвертый
лишний»
Покажите ребенку 4 картинки или схематично нарисуйте
(кастрюля, шприц, градусник, фонендоскоп). Спросите: какой
предмет будет лишний? Почему? Ребенок высказывает свое
предположение, выстраивая логическую цепочку: кастрюля -
лишняя, потому что она нужна повару, а остальные все предметы
нужны врачу. Можно спросить: зачем?
Предлагаем, Вам игровой материал для формирования у детей интереса к
людям разных профессий.
Опрос детей по теме : Формирование интереса у дошкольников к людям
разных профессий
I. Название профессии. Кто это? ребенок по картинкам определяет и
называет профессию человека.
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
II. Трудовые действия. Что он делает на работе?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
III. Предметы и орудия труда. Что нужно для работы?
1. помощнику воспитателя;
2. медицинской сестре;
3. повару;
4. дворнику;
5. водителю.
IV. Значимость и необходимость труда. Зачем нужна такая работа?
1. помощник воспитателя;
2. медицинская сестра;
3. повар;
4. дворник;
5. водитель.
А сейчас немножечко подумаем и порассуждаем…
1. Как вы считаете, нужно ли знакомить детей с профессиями людей?
Почему?
2. Интересуется ли ваш ребенок, кем вы работаете? Какие вопросы он вам
задает?
3. Как вы знакомите ребенка со своей профессией?
4. В какие профессии ваш ребенок играет дома? Какие действия при этом
он совершает? Как вы поддерживает интерес ребенка в этой игре?
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
(Для формирования у детей интереса к людям разных профессий)
«Кому без них не обойтись»
Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании,
необходимых людям разных профессий.
Ход игры: взрослый показывает ребенку предмет, а он называет профессию
человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы
необходимы людям различных профессий.
«Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания детей о последовательности трудовых действий.
Ход игры: родитель просит ребенка научить куклу пылесосить. Спрашивает, что
нужно сделать сначала, что потом (включить в розетку, потом нажать кнопку,
пропылесосить, нажать кнопку выключателя, вытащить вилку из розетки).
Предложить можно и другие трудовые процессы.
«Что хочет делать Маша?»
Цель: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о
материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры: мама обращается к дочери от имени куклы Маши:
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как ты думаешь, что она будет делать? (стирать). Правильно. А теперь Маша
просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль, пшено. Что она собирается делать?
(кукла хочет варить кашу). Как называется каша? (пшенная).
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых
необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы, для
старших детей можно использовать картинки с изображением предметов или просто
перечисляет эти предметы без показа иллюстраций.
«Кому это нужно»
Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых
процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры: взрослый показывает ребенку различные предметы, просит назвать их и
рассказать, когда они используются и с какой целью (это половник, он нужен повару,
чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот).
«Кому, что надо для работы?»
Цель: учить детей использовать в речи существительные ед. ч. дат. падежа (нож,
доска, кастрюля, половник - нужны повару и др).
«Назови предмет, которого не хватает»
Цель: учить ребенка подбирать предметы по аналогии.
Дворнику - лопата, продавцу - касса, врачу - фонендоскоп, повару – кастрюля
«Кто что делает?»
Цель: учить ребенка подбирать как можно больше глаголов к названию профессии.
Врач что делает? Повар что делает? Дворник что делает? Парикмахер что делает?
«Угадай профессию по описанию»
Цель: учить ребенка находить соответствующие понятия. (повар - готовит; врачу -
лекарство, белый халат, градусник)
«Кто какой, какая?»
Цель: расширять словарный запас ребенка, учить подбирать слова определения к
разным видам профессий.
Водитель какой? - внимательный, сильный, сосредоточенный
Повар какой? - ловкий, аккуратный, внимательный
«Скажи наоборот»
Цель: учить ребенка подбирать слова антонимы.
Добро - польза - купить - грязь
Войти - говорить - взять - насорить
Помогать - чинить - ломать - рано
Трудно – быстро
«Исправь ошибки в предложениях»
Цель: упражнять ребенка в употреблении предложений со значением
противопоставления.
Врач готовит для ребят вкусный обед. Повар готовит вкусный обед, а врач лечит
людей.
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: упражнять ребенка в употреблении сложноподчиненных предложений.
Врач лечит людей, чтобы.
Строитель строит дома, чтобы.
Парикмахер подстригает людей, чтобы.
«Маленький - большой»
Цель: упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом.
Лопата - лопатка, ведро – ведерко
«Что из чего получается»
Цель: упражнять в образовании слов по аналогии.
Сок из моркови - морковный; варенье из яблок – яблочное