Наталья Козлова
Консультация для родителей «Работа по активизации прилагательных в речи дошкольников посредством ТРИЗ ОТСМ»
▼ Скачать
Без специальной работы дошкольник очень мало использует прилагательные, а потому речь у детей часто бывает однообразной. Мы знаем, что прилагательные имеют менее конкретное значение, чем существительное, и следовательно усваиваются детьми хуже. В работе с детьми нашей группы мы используем ТРИЗ ОТСМ РТВ. Очень помогают в работе технологические карты ознакомления с именами признаков.
Всего их 17 штук.
Остановимся на одном имени признака «Цвет»
Публикация «Консультация для родителей „Работа по активизации прилагательных в речи дошкольников посредством ТРИЗ ОТСМ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Вся работа по активизации прилагательных в речи детей идет параллельно с освоением логических навыков:
- выделением отдельных признаков объектов (Овощей или фруктов).
- узнаванием объектов (овощей или фруктов) по заданному признаку.
- составлением описательных рассказов про фрукты или овощи, сначала по плану (схеме, далее свободно.
Конечно, нельзя научить ребенка выделять отдельные признаки объектов, если он не обучен таким приемам мыслительной работы, как синтез, анализ и абстрагирование. Поэтому, вся работа над активизацией прилагательных в речи дошкольников происходит одновременно с обучением логическим операциям.
Давайте вспомним, что такое
Синтез - это соединение различных признаков.
Анализ – это выделение отдельных признаков.
Абстрагирование – это умение наблюдать отдельный признак, абстрагируясь от всех других.
Цвет как признак
По таинственным законам,
Непонятным до сих пор,
Огурец растёт зеленый,
Рядом красный помидор,
Баклажаны синие,
Рядом с желтой дынею,
А земля черным-черна,
А земля для всех одна…
О. Бундур
Игра «Назови любимый цвет»
Взрослый просит дошкольника назвать за короткое время (например,1 мин., используя песочные часы) как можно больше фруктов или овощей какого - то определенного цвета. Слушать товарищей внимательно, чтобы не повторяться. Победитель задает следующий цвет для продолжения игры.
Игра Разложи по цвету»
Взять квадраты из цветного картона (основных 6 цветов, или салфетки и попросить детей разложить фрукты или овощи по соответствующему цвету.
Игра «Мяч бросай, быстро отвечай»
Взрослый бросая ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен быстро назвать фрукт или овощ этого же цвета.
Обратите внимание детей на то, что хотя все овощи: салат, капуста, кабачок, огурец – зеленые, но их цвет неодинаков: некоторые темно-зеленые, а другие – светло-зеленые. Здесь можно предложить ребенку взять все карандаши и фломастеры зеленых оттенков, какие есть, и попробовать подобрать фрукты или овощи таких же оттенков. Желаю удачи!