Чебыкина Светлана
Консультация для родителей «Психологическая готовность к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня многие школы требуют, чтобы будущие первоклассники умели писать, читать и считать, обладали хорошей эрудицией и способностью красиво излагать свои мысли. Говоря о подготовке ребенка к школе, родители, прежде всего, подразумевают его интеллектуальное развитие, при этом психологический аспект часто отходит на второй план.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Современные родители целенаправленно готовят детей к школе : записывают их на курсы подготовки к школе, покупают развивающие игры и прописи. Все это очень важно. Но не надо забывать, что подготовка к школе — это вся повседневная жизнь ребенка, все воспитательные воздействия родителей, оказываемые на ребенка. Давайте разберемся, в чем заключается роль родителей в подготовке детей к школе.
Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, включающий в себя следующие параметры психического развития :
1) определенный уровень интеллектуального развития;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) мотивационная готовность к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность.
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его интеллектуальное развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет о развитии памяти, внимания, мышления и об имеющемся у него запасе знаний об окружающем мире.
Задача родителей — основное внимание уделять повседневному общению с ребенком: рассказывать о предметах окружающего мира, разъяснять природные явления, обращающие на себя внимание, читать книжки, придумывать сказки, вместе рисовать. Дома можно вместе проговаривать то, что видели на прогулке, под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, при этом должны проявлять полную заинтересованность.
Дети этого возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на контакт. И это нужно использовать в интересах общего развития.
Желательно, чтобы вновь полученные знания ребенок включил в игру. Чаще всего ребенок сам, по своей инициативе начинает играть в соответствующие игры. Но иногда надо натолкнуть его на это, принять на первых порах участие в игре.
Развитие произвольности.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание, но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя и совсем не хочется.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Но в игре ребенок делает только то, что ему хочется. При желании он может прекратить игру и заняться рассматриванием книжки с картинками. Взрослые, как правило, не вмешиваются в игру. К сожалению, в некоторых семьях ребенку разрешается делать все, что ему захочется, не только в игре. Он не приучен ни к каким запретам. Для него не существует «нет» и «нельзя». Ребенок растет в обстановке вседозволенности, и делает все, что ему захотелось. Если же кто-то посмеет противиться его воле, ребенок поднимает крик и заставляет взрослых капитулировать. Легко представить, что ждет такого ребенка, когда он пойдет в школу. Он привык, что его желания — закон для взрослых, что он может делать все, что хочет. А тут вдруг надо сидеть за партой, писать крючочки и палочки, когда хочется встать и пойти играть. Учеба с самого начала окажется для него мучительным преодолением себя, а он этого делать не умеет.
Очень важно научить малыша слушать и сразу же выполнять указания старших. Для тренировки этого умения подойдет включение ребенка в совместную со взрослым деятельность. Надо понимать, что эта деятельность преследует воспитательные цели, а отнюдь не практические. Не нужно ожидать, что участие ребенка будет для вас реальной помощью. Напротив, времени уйдет больше и что-нибудь окажется плохо сделано. Маме проще самой перемыть всю посуду, чем делать это вместе с малышом. Тут и посуда может оказаться плохо вымыта, да и чашка может быть разбита. Такая совместная работа подчас оказывается большой нагрузкой ля взрослых. Поэтому не стоит ее затевать, если вы торопитесь или очень устали. В этом случае вы, скорее всего, не доведете дело до конца и отошлете ребенка, чтобы сделать все самим. Или, хуже того, сорветесь на нем из-за его неумелости. Но, если вы будете практиковать такие совместные дела, воспитательная польза от них будет огромная.
Мотивационная готовность.
Ребенок может иметь хорошее интеллектуальное развитие и уметь управлять собой, но если у него не выработана соответствующая мотивация, дело пойдет трудно. Мотивация, побуждающая к учению, может быть самой разнообразной: стать отличником и занять определенное положение в классе или выучиться и получить хорошую профессию. Но главной является познавательная мотивация (желание узнать что-то новое, так как школьное обучение — это приобретение систематических знаний. И если у школьника имеется познавательная мотивация, то удовлетворение от того, что он узнает в школе новое, будет перевешивать те трудности, которые он может там встретить.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития познавательной мотивации. В этом возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребенка самой природой, нужно только развить это стремление, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность. Правильно поступают те родители, которые поддерживают желание ребенка спрашивать и не жалеют времени, чтобы отвечать на его вопросы. Хотя вопросы иной раз могут поставить в тупик и достаточно эрудированного взрослого. Но не так уж важно, чтобы ответ был на уровне последних научных данных. Он неизбежно будет упрощен, приспособлен к уровню понимания ребенка. Важнее само общение, состоявшееся по поводу заданного вопроса, так как этим самым вы поддержали стремление ребенка задавать вопросы и дальше, дали еще один толчок к возникающей тяге к познанию. Отделываясь от вопросов ребенка фразами «вырастешь, тогда узнаешь», «не задавай дурацких вопросов» и т. п., вы тем самым гасите развитие познавательной мотивации. А через несколько лет вы будете пытаться доказать сыну или дочке, что учиться в школе интересно и осыпать их упреками за то, что они ничем не интересуются и им все безразлично.
Уважаемые родители, помните! Ваше воспитательное влияние играет решающую роль в деле подготовки детей к школе. Терпения Вам и удачи!
По материалам книги Бардин К. В. «Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)»