Анастасия Кутузова
Консультация для родителей «Психологическая готовность детей к школе»
▼ Скачать
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Когда ребенку стоит идти в школу – в 6 лет или в 7? Что должен знать ребенок, поступающий в первый класс? Можно ли с уверенностью сказать, будет ли ребенок успешен в первом классе? Вероятно, эти вопросы задает себе родитель каждого первоклассника.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже в 6 лет полностью готов к школе, а с кем-то и в 7 лет возникает много хлопот. Однако одно можно сказать точно: подготовка к школе может стать хорошим подспорьем в первом классе, так как поможет в обучении и облегчит адаптационный период.
Что подразумевает под собой готовность к школе? В научной литературе существуют разные классификации готовности ребенка к школе; все они сводятся к тому, что в ней есть физиологический, психологический и познавательный аспект. Каждый из них включает в себя ряд составляющих, которые должны гармонично сочетаться в ребенке.
Итак, психологическая готовность в школе включает в себя ряд составляющих.
Интеллектуальная готовность. Это определенный уровень развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций (умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать и т. п., а также большой словарный запас.
В 6-7 лет ребенок должен быть способен заниматься определенным делом, не отвлекаясь, в течение 20-30 минут, находить сходство предметов и картинок, уметь выполнять работу по образцу (например, с точностью воспроизводить на листе бумаги определенный узор, легко играть в игры на внимательность, где важна быстрота реакции. Например, это игра на внимание подобного плана – вы говорите ребенку слова, среди которых есть названия диких и домашних животных. При упоминании домашних животных ребенок должен хлопнуть в ладоши, при упоминании диких – топнуть ногой.
В своем математическом развитии ребенок должен знать цифры от 0 до 10, уметь вести прямой и обратный счет, знать арифметические знаки; уметь делить круг, квадрат напополам и на четыре части, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги – справа, слева, вверху, внизу, за, над, под и т. п.
Также ребенок должен запоминать 10-12 предметов на картинке, рассказывать по памяти стихи, скороговорки, пословицы, сказки; пересказывать текст из 4-5 предложений. Ребенок должен уметь заканчивать начатое предложение, например «Река широкая, а ручей…» и т. п. ; находить лишнее слово из группы слов (напр. : стол, стул, кровать, сапоги, кресло.); устанавливать цепь событий – что было сначала, что потом. Также ребенок должен уметь находить несоответствия в рисунках, стихах, складывать пазлы без помощи взрослого, вместе со взрослым уметь складывать из бумаги простую поделку-оригами, например, кораблик.
У ребенка должна быть развита и мелкая моторика. Ему необходимо уметь правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу их нажатия при письме и рисовании, уметь раскрашивать предметы, штриховать, не выходя за контур; вырезать ножницами по линии, выполнять аппликации.
В своем речевом развитии ребенок должен уметь составлять предложения из нескольких слов (напр., кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть, понимать и объяснять смысл пословиц, составлять связный рассказ по картинке из серии картинок, выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией, различать в словах буквы и звуки. Ребенку необходимо знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты, профессии и т. п. ; называть времена года, время суток, явления природы, месяцы, дни недели, свои ФИО, имена родителей и место их работы, свой адрес.
Эмоционально-волевая готовность. Это умение управлять своим поведением и поступками, эмоциональным состоянием в соответствии с принятыми нормами поведения дома, в детском саду, в гостях; также это способность подчинить «Хочу» «Надо». Это понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения, наличие интереса к обучению и получению знаний, способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, чего требует учебная программа. Это усидчивость, способность в течение определенного времени слушать взрослого и выполнять задание, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Коммуникативная готовность. Это умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от желания ребенка. Ребенку нужно уметь общаться со сверстниками и взрослыми, в общении не должно проявляться агрессии. При ссорах ребенок должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации, уметь договариваться. Ребенок должен понимать и принимать авторитет взрослого, адекватно реагировать на конструктивные замечания, понимать, что хорошо, а что плохо. Также необходимо уметь принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая ее и уточняя неясные моменты. После выполнения ребенку необходимо уметь адекватно оценить свою работу, признавая ошибки, если они имеются.
Мотивационно-личностная готовность. Это готовность к принятию новой социальной позиции школьника, адекватное положительное отношение к школе и желание учиться.
В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
- игровой мотив: ребенка в школе привлекает то, что там будет много ребят, с которыми интересно играть.
- познавательный мотив: ребенок хочет узнавать что-то новое и интересное.
- социальный мотив: ребенок желает приобрести новый социальный статус, осознает, что учеба необходима для того, чтобы стать кем-то, чтобы освоить нужную профессию.
- внешний мотив: ребенок хочет идти в школу, потому что так сказали взрослые.
- оценочный мотив: ребенок хочет идти в школу, чтобы получать хорошие оценки.
Мотивация, определяющая желание ребенка идти в школу, часто сочетает в себе несколько мотивов. Желательно, чтобы к концу дошкольного периода у ребенка преобладала внутренняя, познавательная мотивация.
Многие дети к началу обучения имеют негативное отношение к школе. Иногда такое отношение формируют сами родители: «В садике хорошо, а вот в школе придется учиться!», «Вот пойдешь в школу, тогда узнаешь что такое работа», «Хоть одну двойку получишь, буду наказывать». В семьях, где есть дети, которые уже ходят в школу, негативизм формируется братьями или сестрами. Таким образом, дошкольник, еще ни разу не побывав на уроке, уже не хочет учиться. Формировать положительную мотивацию к обучению у таких детей очень трудно.
В психологической готовности ребенка к школе важны все эти составляющие. Часто бывает так, что родители делают большой упор на интеллектуальную подготовку к школе, при этом игнорируя остальные аспекты, полагая, что развитый навык чтения и счета окажет решающее значение. При этом может оказаться, что ребенок почти никогда не воспринимает инструкцию с первого раза, не слышит, что от него требуется, а при допущении ошибки не стремится ее исправить. Если добавить к вышесказанному неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, нежелание выполнять рутинные задания и повседневные обязанности, то мы видим портрет ребенка, психологически к школе не готового.
Чем могут помочь родители будущим первоклассникам уже сейчас?
1. Составьте с ребенком распорядок дня и вместе следите за его соблюдением. Систематически приучайте ребенка к новшествам режима. Твердо установите правила и ограничения в обращении ребенка со смартфоном (если ребенок уже с ним знаком).
2. Учите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят и от организации рабочего места – пусть у ребенка будет свой рабочий стол, ручки и карандаши. На этом столе не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание.
3. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке и ситуации уверенно, всегда знать, что родители на его стороне и смогут ему помочь. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не потеряться в новой, незнакомой ситуации. Приучайте его к самостоятельности в обыденной жизни.
4. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – хоть и не единственный, но важный аспект. Лучший способ развивать и тренировать память, внимание и мышление – это игра. Существует множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться во время самостоятельных занятий с ребенком. Это справедливо и в отношении подготовки руки ребенка к письму – лепка, рисование, поделки, конструирование могут быть отличным подспорьем родителям. Во время подобных игр и самостоятельных занятий с ребенком воздержитесь от критики и гнева, покажите ребенку, что готовы ему помочь и объяснить любое задание, что ошибки исправляются, что ошибаться – нормально. Помните, что «Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».
5. Правильная мотивация учения – один из важнейших параметров, обеспечивающих успех ребенка в школе. Если вы хотите воспитать в ребенке желание учиться в школе, начните со следующего:
• Проявляйте искренний интерес к тому, что ребенок узнал за день нового, что показалось ему интересным. Интересуйтесь делами ребенка как своими собственными;
• Расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе. На доступных примерах покажите важность уроков, школьного распорядка;
• Воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;
• Никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил;
• Познакомьте с атрибутами школьной жизни, посмотрите вместе с ребенком фильмы про младших школьников, почитайте ребенку рассказы о школе, вместе обсудите их содержание;
• Поощряйте игру «в школу», поддерживайте ее.
• Помните, что мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывается помощь, где к ребенку относятся с теплотой, любовью и пониманием. Такие дети знают, что за их плечами всегда поддержка родителей, они стремятся пробовать свои силы, не боясь неудачи. В семьях, где присутствует жесткий надзор или безразличие, у ребенка формируется мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации. Такие дети боятся возможного наказания, что ведет к страху проявления инициативы, нежелания пробовать свои силы, сильный страх ошибиться.
Важным моментом в формировании мотивации учения является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка ребенка, чем больше он боится ошибиться и сделать что-то неправильно, тем более сильной должна быть поддержка со стороны родителей. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а только с самим собой. Хвалите за любые успехи и продвижение вперед. Не акцентируйте внимание на неудаче, ребенок должен быть уверен, что все трудности преодолимы, ошибки можно исправлять, а при достаточном старании успех достижим.
Кутузова А. Б., педагог-психолог