Ткачева Кристина Александровна
Консультация для родителей «Проблемы с произношением звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие родители! Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку улучшить свои навыки работы с логопедом. Ведь так важно, чтобы ребёнок закреплял все полученные навыки, в том числе и умение правильно произносить звуки, в домашних условиях. Надеюсь, наши советы помогут вам и вашему ребёнку сделать занятия интересными и увлекательными.
Давайте вспомним, в какой последовательности ребёнок обычно осваивает звуки при нормальном развитии речи.
Гласные звуки.
Губные звуки М, П, Б.
Заднеязычные звуки К, Г, Х.
Губно-зубные звуки В, Ф.
Переднеязычные звуки Т, Д, Н.
Среднеязычный звук Й.
Сонорный звук Ль.
Зубно-зубные (свистящие) звуки З, С и их мягкие пары.
Щелевые (шипящие) звуки Ж, Ш, Щ.
Аффрикаты Ц, Ч.
Сонорный звук Л.
Сонорные звуки Р и Рь.
Ранее мы уже говорили о причинах, которые могут привести к нарушениям в формировании правильного звукопроизношения у ребёнка. Сегодня мы не будем подробно останавливаться на этом, а лучше обсудим, что делать, если у ребёнка возникают трудности с произношением одного или нескольких звуков.
Хочу сразу предупредить, что судить о нарушениях звукопроизношения, особенно если речь идёт о последних формирующихся звуках, таких как Й, Л, Р, Рь, можно только после 4,5–5 лет. В этом возрасте у детей с нормальным развитием уже достаточно сформировано фонематическое восприятие, то есть умение различать близкие звуки на слух. Поэтому именно с этого возраста стоит начинать занятия с логопедом, если это необходимо.
Ваш ребёнок начал заниматься с логопедом. Наберитесь терпения, пока малыш не научится правильно произносить проблемный звук.
Сначала нужно укрепить органы артикуляционного аппарата и развить речевое дыхание с помощью специальных упражнений. О них мы уже говорили ранее. Эти упражнения очень важны, поэтому вы должны выполнять их вместе с ребёнком каждый день перед зеркалом.
Кроме того, на логопедических занятиях логопед развивает фонематический слух, внимание, память и мышление ребёнка.
Наконец, звук поставлен! Теперь нужно закрепить его и ввести в речь ребёнка.
Для этого мы будем использовать только правильно произносимые звуки, которые ребёнок уже выговаривает без искажений.
Взрослым нужно постоянно обращать внимание ребёнка на правильное произношение звука, просить его повторить звук без искажений, включать его в слоги, договаривать слова за взрослым.
Можно отрабатывать произнесение отдельных слогов в «чистоговорках»:
На носу сидит оса – са-са-са.
С носа я сгоню осу – су-су-су.
Будто не было осы, сы-сы-сы и т. п.
Затем правильно произносимые слоги включаются в слова, а затем и в предложения, стихи и рассказы.
Не забывайте исправлять звук и в спонтанной речи ребёнка.
Позже вы сможете разучить с ребёнком новые скороговорки и песенки, и тогда вы увидите плоды своей работы.
Чтобы занятия не были скучными, можно использовать различные игры. Я уверена, что вы сможете придумать множество интересных игр.
Для начала я предлагаю вам несколько игр, которые я использую на своих занятиях.
«Угадай, чего не стало».
Ребёнок рассматривает картинки, лежащие на столе. Их количество может быть от 3 до 15, в зависимости от возможностей ребёнка. Все слова на картинках должны включать отрабатываемый звук.
После того как ребёнок назовёт все слова, он закрывает глаза. Взрослый переворачивает, накрывает или прячет за спину одну картинку. Ребёнок должен вспомнить, какая картинка пропала, и ответить на вопрос: «Чего нет?».
Таким образом, мы не только отрабатываем правильное произношение нужного звука, но и повторяем правила употребления слов в родительном падеже: «Нет собаки, нет санок, нет осы» и т. п.
«Отвечай-ка».
Перед ребёнком в произвольном порядке выкладываются 10 картинок, в названии которых есть отрабатываемый звук. Взрослый просит назвать все живые предметы. Ребёнок находит нужные картинки и называет их, чётко выделяя нужный звук.
Затем можно попросить его найти все, что сделал человек, всё, что растёт, всё, что можно съесть и т. п. В этом задании мы повторяем и обобщающие понятия: «овощи», «фрукты», «продукты», «животные» и т. п.
«Подружи слова».
Перед ребёнком раскладываются картинки с отрабатываемым звуком. Он должен составить как можно больше пар из них и объяснить свой выбор, например: «Ландыш и шиповник», потому что это растения; «Шапка и шуба», потому что их надевают