Ульянова Анастасия
Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Речь помогает выразить свои мысли, которая является одной из главных потребностей. В ФГОС «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область, которая является основанием для развития всех видов деятельности. Это общение, познание, познавательно – исследовательская и игровая деятельность. Главная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение правилами языка и нормами, которые должны определяться для каждого возраста, а также развития их коммуникативных способностей.
Публикация «Консультация для родителей „Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В наиболее раннем возрасте развитие психических процессов и речевой деятельности является самым важным. В речевой деятельности используются игры и занятия, которые можно использовать. Это могут быть потешки, разгадывание загадок, хороводы, чтение и запоминание сказок, сюжетно-ролевые игры, заучивание стихотворений, театральная деятельность, рассматривание иллюстраций и сказочных персонажей; пальчиковые игры, физкультминутка. Таким образом, в ходе игр у детей устанавливается эмоциональный контакт, взрослого с ребенком. У детей развивается фонетический слух, при заучивании стихов отрабатывается четкость произношения. Сюжетно-ролевые игры, театральные инсценировки способствуют развертыванию диалога, обогащению словарного запаса. Такие игры, как физкультминутка и пальчиковая игра, направленные на развитие мелкой моторики. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенка речью. Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи. В речи существует диалогическая и монологическая речь. Диалогическая речь предшествует формированию монологической речи. Инсценировки, театральная деятельность, вопросы помогают развивать диалог. Вопросы используют в любой совместной деятельности. Это режимные моменты, рассматривание картин, прогулки. Вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно – следственных связей, которые связаны с развитием логического мышления.
Развитие речевой деятельности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду, занятиях и режимных моментах. Утром, когда ребенок приходит в детский сад, можно побеседовать с ним на разные темы и разговоры. Дети сообщают о своих событиях. Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. Прогулки, режимные моменты и игры способствуют расширению словарного запаса детей. Например, подвижные игры «У медведя во бору», «Мы веселые ребята»; дидактические игры «Угадай дерево», «Подбери по признаку». Во время наблюдений используются все виды вопросов. На занятиях художественно-эстетического развития используется прием комментирования. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что тебе необходимо для этого взять?», а также учит детей грамотно сформулировать вопрос к взрослому. Для речевого развития нужно приобщать ребенка к художественной литературе. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, научились задавать вопросы.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, так как педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
1. Очень часто педагоги требуют только «полных» ответов.
2. Дети не привыкают говорить ясно и громко, так как педагог повторяет ответы детей.
3. У детей не формируется умение слушать других. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
4. Педагоги излишне много говорят сами и не дают ребенку подумать.
Можно выделить следующие факторы успешного речевого развития детей :
Чтение литературы, стихов, отгадывание загадок; прогулки, экскурсии, посещения музеев; эмоциональное общения ребенка от момента его рождения. Создавать условия для общения с другими детьми. Речь взрослого – пример для подражания. Развивать мелкую моторику рук, которое ведет к развитию речи. Совместные игры взрослого и ребенка. Любознательность ребенка, ответы на все его «почему».
Меняются детские взгляды на мир и на отношения с окружающими, а способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Замыкаясь на телевидении и персональном компьютере, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение, в значительной степени, обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Именно поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, весьма актуальна и важна. Поэтому детей нужно приспосабливать к разнообразным играм, т. е. они должны развиваться. В сфере изысканий детской практической психологии оказываются не только исследования специфики детского возраста, но и влияния взрослого на ребенка, влияния окружения ребенка на его развитие, влияния особенностей взаимодействия ребенка с окружающей его средой. Другими словами в спектр исследований и тщательного изучения попадает достаточно широкий выбор факторов внешней и внутренней среды ребенка, оказывающий значимое влияние на его развитие и рост (как личности). И здесь важным становится не только непосредственное окружение ребенка, и его возрастные особенности, но и специфика тех учреждений, которые он посещает (домашнее окружение, ясли, сад, кружки и секции, посещаемые ребенком).
В настоящее время происходит активное реформирование всей системы образования и, в частности, дошкольного образования, в котором закладываются все базовые зародыши индивидуальных особенностей личности. А именно: увеличивается сеть альтернативных дошкольных и школьных учреждений, появляются новые программы воспитания и обучения, разрабатываются оригинальные методические материалы. Конечно, безусловно, данные прогрессивные изменения важны и необходимы, но, к сожалению, в них слишком мало уделяется внимания развитию эмоциональной сферы, в отличие от интеллектуального развития ребенка. А, зачастую, программы дошкольного воспитания превращаются в реализацию обучающих задач. Таким образом, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Речь у детей должна развиваться в соответствии с физическим и умственным развитием, который служит показателем его общего развития. В своей работе я заметила, что с ребенком нужно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребенка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком. Родители должны участвовать в воспитании своего ребенка. Водить ребенка на прогулку, развивать у ребенка внимание, память, воображение, речь и мышление, моторику пальцев рук с помощью изобразительных средств. Ребенок не должен много времени проводить за компьютером или телевизором. В данном случае ребенок должен развиваться.