Юлия Буслаева
Консультация для родителей «Про маленькую и сильную капельку»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - великие исследователи: им всё интересно, они впервые видят бабочку, снежинку, капельку дождя на листочке и они умеют удивляться. Это взрослые дяди и тёти уже не умеют так зачарованно смотреть на извивающегося ползущего червячка, на паучка, на солнышко, которое спряталось за тучку. Взрослым по возрасту, видимо, уже неудобно это делать, словно "в детство впадать". А может быть, они уже очерствели душой, и в самом деле не умеют удивляться.
Публикация «Консультация для родителей „Про маленькую и сильную капельку“» размещена в разделах
А если вернуться в детство, если попробовать с ребёнком понаблюдать, провести несложные опыты, эксперименты? И вдруг какое-то обычное явление даже для вас, взрослого человека, окажется открытием? Давайте попробуем! И начнём с загадочного, удивительного, хорошо известного всем объекта под простым названием "вода".
Опыт первый: капельки
Вообще с водой человек знаком ещё до рождения, ещё в утробе матери он плещется в ней. Ребёнок воду не просто любит - он её обожает: ведб в ней можно плескаться, купаться, ею можно обливаться. А как здорово льё тся вода из крана: с шумом, ударяясь о стенки раковины, брызгаясь, если подставить под струю руки. А если открыть кран совсем чуть-чуть? Тогда очень несмело выглянет оттуда капелька - маленькая, прозрачная, раздуется и - кап в раковину! А за ней - вторая, сестрёнка, наверное, тоже шлёп! И упадёт в раковину. Они маленькие и похожи друг на друга, как две капли воды, но очень сильные : если подставить металлическую ёмкость, например, банку или кастрюльку, то в тишине можно услышать, какой капелька обладает силой : с таким звоном она ударяется о дно банки! Если кран не закрыт, то накапает много воды.
Опыт второй: испарение
Если налить в блюдечко воды, поставить его на солнечное место (например, подоконник, то через два-три дня воды там не будет. Куда же она могла деться? Пусть ребё нок попробует догадаться и найти правильный ответ: вода испарилась. Она словно шапку-невидимку надела, и её уже не видно - улетучилась. Вода превратилась в пар - и это состояние учёные называют газообразным.
Опыт третий: тоже про испарение
Предлагается для этого опыта накрыть сухой банкой комнатное растение в горшке. Наблюдать за ним можно через три-четыре часа: на стенках банки собираются капельки - откуда они взялись? Пусть ребёнок выскажет своё мнение. Но вы должны исподволь подвести его к пониманию, что это - тоже вода, и она, и она испарилась с поверхности почвы, с листочков растения. Точно также случается, когда водяной пар от водоёмов (рек, озёр, морей) поднимается вверх, там тяжелеет, сгущается и превращается в облака. А уже из них на землю выпадают осадки - это и снег и дождь. Да-да, снежинки - это тоже вода.
Опыт четвё ртый: замерзание воды
Да, вожа может замерзать: для этого опыта вам понадобятся три-четыре ёмкости, в которые нужно налить подкрашенную воду. Пусть это будут либо акварельные краски (кстати, тоже очень интересно наблюдать, как капелька краски, упавшая с кисточки в баночку с чистой водой, расплывается и постепенно окрашивает всю воду). Возможно окрасить воду свекольным отваром, апельсиновым соком и т. д. Потом ёмкости нужно поставить в морозильник на ночь, а утром посмотреть, что с ними стало. Да, вода замёрзла. А если ледяной кубик положить на блюдце, что с ним будет? А другой опустить в баночку с водой холодной, а ещё один - в баночку с горячей водой. Пусть ребёнок делает выводы самостоятельно - тут всё наглядно: где быстрее и почему.
Делаем выводы: вода, лёд - это одно и то же вещество. Только они в разных состояниях. Лёд - это вода в твёрдом состоянии, но мы его разморозили, и лёд снова стал жидкой водой.
А ещё очень уместно будет вспомнить какие-нибудь сказки или стихи об этом удивительном явлении. Например, сказку "Снегурочка" и стихотворение К. Бальмонта "Снежинка".
Опыт пятый: проверка прозрачности
Это очень показательный опыт, особенно для тех ребят, которые время от времени любят снежком полакомиться. Итак, идём на улицу, берём с собой две ё мкости: в первую просто зачерпываем рыхлый, чистый снег, желательно, чтобы это была чисто вымытая стеклянная банка. Во вторую - снег наложим уже, можно лопаткой, стараясь утрамбовать. Когда занесём ёмкости домой, то, как настоящие учёные, засекаем время. Через какое-то время смотрим, растаял снег в тепле или нет. Нужно, чтобы ребёнок сам догадался, почему в первой банке снег растаял быстрее, а во второй - времени понадобилось больше. А ещё - почему в первой банке, несмотря на то, что руками снег не трогали, набрали свежевыпавший, беленький снежок, он всё равно не идеально чистой водой стал, а мутноватой? Вторая ванка, естественно, должна воды содержать больше, и она будет достаточно грязная. Почему? Да потому, что в воздухе, пока летят снежинки к земле, есть частички пыли, копоти, и снег по дороге собрал всё это, вот и испачкался. К тому же мы, юди, по снегу ходим, собаки бегают, - и всё это так или иначе загрязняет снег. Вспомни каким грязным бывает снег весной. Обращайте внимание ребёнка на все эти моменты. И налейте воды в третью банку: теперь посмотрим, где самая прозрачная вода?
Советы взрослым
Начав изучение природы через опыты, вы и сами узнаете многое. К тому же ребёнок поймёт без лишних рассказов некоторые загадочные явления. И к вам проникнется огромным уважением: ведь вы теперь его научный руководитель!
Порой трудно найти ответ на вопрос ребёнка, а он задаёт их много. Не оставляйте вопросы безответными, а путём наблюдений, опытов подтолкните ребёнка к тому, чтобы он исам постарался сделать заключение, почему так происходит? Все наши несложные вообще-то опыты, эксперименты развивают у ребё нка очень важные качества и умения: наблюдательность, внимание, мышление, речь, прилежание, аккуратность, терпение.
Не стоит насильно заставлять ребёнка "делать откровения" - возможно, сегодня у него просто ещё не проснулся интерес, а вот завтра, увидев как снежинка растаяла на тёплой ладошке, он удивится и спросит: почему? Вот тогда и начинайте! Подогревайте его сообразительность, спрашивайте, а не может ли он сам догадаться?
Хорошо, если какие-то моменты ваших наблюдений будут запечатлены в рисунках.
Вообще, делать открытия - очень увлекательно, к тому же такое занятие - заразительно. И, кстати, когда ребёнок пойдёт в школу и у него будет предмет под названием "Окружающий мир", ему будет гораздо легче: ведь вы уже провели научные исследования вместе с ним!