Олеся Дмитриева
Консультация для родителей «Приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка»
▼ Скачать +Заказ
Речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок, и очень быстро растет запас активно употребляемых слов. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.
Публикация «Консультация для родителей „Приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка :
1. Разговор с самим собой.
Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко.»
2. Параллельный разговор.
Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
3. Провокация, или искусственное понимание ребенка.
Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становиться «глухим» и «глупым». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
4. Распространение.
Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
5. Приговоры.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.
6. Выбор.
Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».
7. Продуктивные виды деятельности.
Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять. Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.
8. Музыкальные игры.
Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом. Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова. Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.
9. Уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2 3 минуты ежедневно.
Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:
• запускать пальцами мелкие волчки;
• разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
• рвать на мелкие куски бумагу;
• сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутончик цветка;
• делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
• «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
• показать отдельно только один большой палец;
• махать в воздухе только пальцами;
• кистями рук делать «фонарики";
• хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
• собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе разбежались);
• нанизывать крупные пуговицы, шарики на нитку;
• играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
• складывать матрешек;
• рисовать рукой и пальцами в воздухе;
• играть с песком, водой;
• рисовать мелом, гуашью.