Светлана Владимировна Далибо
Консультация для родителей «Предметно — развивающая среда в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно – развивающая среда в домашних условиях»
Как создавать в семье развивающую среду, т. е. такую обстановку, в которой
бы ребёнок активнее и быстрее познавал окружающий мир во всём его
взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Естественно, что ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры. Но у
Публикация «Консультация для родителей „Предметно — развивающая среда в домашних условиях“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
него должно быть и своё пространство, оборудованное с учётом его
психофизиологических особенностей и возможностей.
Уголок детского творчества
Дети очень любят рисовать, лепить и вырезать из бумаги аппликации. Важно
правильно организовать рабочее место малыша, чтобы ему было комфортно
заниматься творческим процессом. Это поможет избежать нежелательных
рисунков на стенах и порчи мебели фломастерами или пластилином.
Самое удачное место для расположения арт - уголка – у окна или в самой
освещённой части помещения. Стол и стульчики по высоте должны быть
комфортными для малыша, чтобы он не наклонялся над своей работой слишком
низко или же, наоборот, не прилагал усилия, чтобы дотянуться к высокой
столешнице. Если у ребёнка есть своя комната, то рабочее место лучше организовать там. В обратном случае можно отвести немного места для творческого уголка в гостиной или даже на кухне, так маме всегда будет удобно следить за действиями малыша.
Творчество не знает границ, именно поэтому часто рисунки детей с альбомов
переходят и на стены квартиры. Чтобы это предотвратить, ребёнку необходимо
отвести отдельный кусок стены. Его можно оклеить специальными обоями раскрасками или покрасить грифельной краской, на которой можно рисовать
мелом. Если такой возможности нет, то настоящим спасением станут меловые
доски и бумажные полотна, монтируемые прямо на стену. Они позволяют
ребёнку рисовать и стоя, и сидя.
«Волшебное зеркальце»
Очень важно организовать «детское» зеркало. Важно потому, что, как
утверждают психологи, люди любят своё собственное отражение, а дети
дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую
возможность. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из
квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривает
себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. При
наличии таких условий у ребёнка, несомненно, начнёт формироваться культура
своего внешнего вида, а также качества трудолюбия, самостоятельности.
«Мини - музей»Важно приучать глаз ребёнка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Рекомендуем следующий материал:
*произведения одного или нескольких авторов;
*портретная живопись;
*орнаментальная живопись и т. д.
Причём подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру.
Здесь же уместно размещать и детские работы: рисунки, аппликации, лепку.
«Детская лаборатория»
Ребёнок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает
куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. Полезнее создать
элементарную детскую лабораторию, т. е. собрать в ящичке или на полочке такие
предметы, как магниты, уже неработающие телефоны, бинокли, увеличительные
стёкла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, компасы,
микрокалькуляторы и пр. Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном
порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е.
для чего нужны, где и как используется. «Столярничаем или вышиваем»
В зависимости от пола ребёнка в квартире продумывается уголочек будущей
мастерицы или уголок умелых мужских рук.
«Шкаф находок»
В этот шкаф (шкатулку, коробочку и пр.) ребёнок приносит всё необычное, что
находит в окружающем мире и природе. Это может быть коряга, красивый
листочек, фантик или камешек. Важно для поддержания интереса дать детям
план, задачу, к примеру: Чем тебе нравится этот камешек? На что он похож?
Давай вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
«Уголок ребусов, шарад, головоломок»
Хотим ли мы умного ребёнка? – на этот вопрос все ответят положительно.
Если речь идёт об уме ребёнка, его сообразительности, гибкости, быстроте
реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок
развивающих, занимательных игр. Любая наглядность в этом плане должна
заставлять думать, но по принципу «Учите, играя». Это могут быть сюжетные
лабиринты, ребусы, загадочные контуры, завуалированные буквы, цифры и пр. Спортивный уголок
Интерес у ребенка к физическим упражнениям формируется совместными
усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает
разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных
навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости,
самостоятельности. Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно
приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере
формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует
пополнять более сложным инвентарем различного назначения.
«Книжный уголок»
Книги играют важную роль в формировании эстетических вкусов ребенка,
помогают знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями
детских писателей. Именно поэтому в каждом доме существуют книжные
уголки, где ребенок может перелистать любимые сказки, узнать окружающий
мир с помощью ярких иллюстраций, посвященных жизни животных, разным
странам и городам.
«Древо жизни»
Очень хорошо, когда на виду, в детской, имеется семейная фотография. Но ещё
лучше, когда рядом фотографии из вашей родословной. «Альбомы по интересам»
Мы советуем приобрести несколько альбомчиков, куда можно собирать и
наклеивать: фантики от конфет, открытки, иллюстрации, наклейки. Так дети
знакомятся с началом коллекционирования.
«Уголок потерянных вещей»
Он важен для воспитания собранности. Если кто увидит, что вещь лежит не на
своём месте – сразу же несёт её в этот уголок.
Наверное, родители скажут: «Где же найти место для всех этих уголков?»
На что мы хотим ответить: «Было бы желание – место найдётся и в
маленькой квартире!»
Итак, в заключение напомним, для ребенка очень важно, как организована
среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию,
пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности.
Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка
обстановка не причиняла ему вреда.
В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует
заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика
должны находиться ближе к свету.
Не следует концентрировать весь игровой материал в одном месте, нужно
создать для детей ситуацию активного поиска (чтобы что–то использовать,
нужно встать, пройти, пробежать, в противном случае не избежать
гиподинамии.
Уважаемые родители! Если вы хоть немного прислушаетесь к нашим советам,
то увидите результат - ваш ребенок всегда найдет дома себе занятие и не будет
часами в выходные сидеть у телевизора или бесцельно слоняться по квартире.
Успехов Вам в воспитании!