Татьяна Васильевна Ивашина
Консультация для родителей «Поощрение и наказание ребёнка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие мамы и папы!
[/b]
Тема нашей сегодняшней консультации - "Поощрение и наказание ребенка в семье". Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо применяют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Публикация «Консультация для родителей „Поощрение и наказание ребёнка в семье“» размещена в разделах
Поощрение - это проявление положительной оценки поведения ребенка. "Я очень рада твоим успехам", - говорит мать дочери. "Мне нравится твоя сила воли", - замечает отец в разговоре с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на поддержку позитивного поведения ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслуживает поощрения, возникает желание испытать подобное чувство в следующий раз. В этом заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера. Существует множество способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и ободряющий, легкий кивок головы, и одобрительный жест, и доброе слово, и похвала, и подарок.
Поощрение ребенка за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет его веру в собственные силы, вызывает желание вести себя лучше в будущем, показать себя с хорошей стороны.
Особенно важно поощрять ребенка за умение находить и делать то, что нужно и полезно для семьи. Например, ребенок, не дожидаясь указаний родителей, по собственной инициативе оказал помощь пожилым родственникам, самостоятельно прополол огород, принес воду. Эти факты позитивного поведения ребенка следует одобрять с помощью следующих утверждений - "Ты стал совсем взрослым, или какой ты молодец, и т. д. ".
Не всегда и не все нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и обиход, вошло в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять вас следует только за реальные, а не за мнимые заслуги. Поощрение должно применяться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В процессе воспитания дисциплины приходится прибегать к наказаниям.
Наказание - это негативная оценка поведения ребенка в случае нарушения моральных норм. Педагогическая совесть, чувство неудовлетворенности своим поведением, которое должно сопровождать любое нарушение этических норм. Точно так же у взрослых есть много способов продемонстрировать свое негативное отношение к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предупреждающий жест, сердитое слово и т. д. "Я не ожидала от тебя", - грустно говорит мать, и для ребенка это уже наказание, потому что негативная оценка его поведения прозвучала из уст самого близкого человека. Но мы должны помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, выговор, придирки, ворчание, крики, ругань, тем меньше это влияет на поведение их детей. Если к тому же взрослые злы, раздражены, враждебны или даже впадают в истерику, то положительного результата ожидать не стоит. Конечно, не стоит увлекаться наказаниями. Но в то же время не следует снисходительно, примирительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. Правильно подметил А. С. Макаренко: "Разумная система наказаний не только законна, но и необходима. Это помогает сформировать сильный человеческий характер, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение противостоять искушениям и преодолевать их. "
Необходимо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает своей цели, если оно назначается в состоянии раздражения. Осознанную дисциплину нельзя установить грубыми окриками. Порицать следует кратко, четко, твердо и требовательно, но без страсти и раздражения. Наказания не должны быть слишком частыми. Но в то же время не следует снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность.
Дети, которые легко возбудимы, требуют особого подхода. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому они часто проявляют резкость, грубость и развязность в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми. Запреты и замечания взрослых, особенно если они делаются в резкой форме, не всегда оказывают положительное воздействие на таких детей. Полезно предъявлять требования в форме просьбы, совета.
Очень сложно определить необходимое наказание и его меру. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания. Пожалуйста, помните следующее:
1. Вы можете быть неправы.
2. Наберитесь смелости извиниться перед своим ребенком, если вы наказали его незаслуженно.
3. Контролируйте поведение ребенка, старайтесь предотвращать возможные негативные действия.
Но, конечно, есть небольшие советы о том, как сделать наказание эффективным при соблюдении следующих условий:
1. Наказывайте как можно реже, только тогда, когда без наказания нельзя обойтись, когда это явно целесообразно.
2. Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или самоуправство. Назначая наказание, взрослый ни в коем случае не должен проявлять сильного гнева или раздражения. О наказании сообщается спокойным тоном; подчеркивается, что наказывается деяние, а не человек.
3. После наказания проступок должен быть "забыт". О нем больше не вспоминают, точно так же, как о наказании больше не вспоминают.
4. Необходимо, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только заставляют ребенка нервничать, а из-за их большого количества их даже невозможно выполнить.
5. Наказание в некоторых случаях следует отменить, если ребенок заявляет, что готов в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
6. Каждое наказание должно быть строго индивидуальным.
7. Основной метод воспитания - убеждение. А для этого разговаривайте со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры позитивного подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только тогда ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.