Александра Зинарь
Консультация для родителей «Поможем ребёнку учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. расширить знания родителей о формах и методах решения возникших учебных проблем у ребёнка;
2. показать значимость и действенность поддержки ребенка в его учебной деятельности;
3. профилактика школьной дезадаптации.
Оборудование: социальный ролик по теме консультации, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.
Темочки:
1. Педагог - психолог: Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка : все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отправив ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Еще К. Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.
2. Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности своего ребёнка. Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах.
Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой. Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности мы должны знать как это делать.
Уважаемые родители, давайте проанализируем ошибки, которые допускаете Вы и ваши дети.
1. Родители ограничиваются вопросом: «Ты сделал уроки? «Это не проверка. И дети это вскоре понимают.
2. Дети выполняют упражнение, а потом учат правило, а надо наоборот!
3. Дети учат стихотворение целиком, а надо использовать рациональные приемы запоминания.
4. Взрослые чрезмерно контролируют школьника или стремятся сделать все за него сами.
5. Родители забывают хвалить ребенка за удачно выполненное задание.
6. Если дети не усвоили тему, родители начинают объяснять по-своему. Ребенок теряется, не знает, кого слушать: учителя или родителей.
7. Дома ребенок выводит каждую букву, а в школе не успевает за классом.
Как избежать ошибок?
1. Если ребенок пропускает гласные буквы, хорошо записать его в хор. В пении гласные протягиваются и не теряются при письме. Ритмический рисунок песни научит его слушать, а значит, грамотно писать диктанты.
2. При чтении не торопите ребенка. Следите, чтобы он точно проговаривал слова. Изредка задавайте вопросы: «Как ты это понимаешь?». Обязательно читайте на ночь вслух, по очереди. Обязательно хвалите ребенка!
3. Выполняя задания по русскому языку, обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. Правила старайтесь объяснять своими словами.
4. Хорошо над столом повесить памятку по приготовлению уроков.
Памятка детям:
1. Найди в учебнике нужную страницу.
2. Прочитай правило, примеры. Выучи правило.
3. Повтори правило, приведи свои примеры.
4. Открой тетрадь, почитай все, что писали в классе.
5. Посмотри упражнение, заданное на дом.
6. Устно выполни его.
7. Запиши число, слова «Домашняя работа».
8. Пропиши образцы. Старайся!
9. Выполни упражнение.
10. Прочитай! Проверь! Ошибок нет?
11. Выполни задания.
12. Повтори правило.
13. Теперь ты готов! Умница!
Эта памятка нужна не только детям, но и родителям!
Просмотр и обсуждение видеоролика
«Почему ребёнок не хочет учиться и как ему помочь?»
Ссылка на видео
3. Как помочь ребёнку учиться?
Рекомендации психолога:
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия. Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка. В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни. Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем. Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее. Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка. Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие. Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности. Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления. От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему. Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации. Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов: Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи. Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Правильное питание – залог успешного обучения. Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором. Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм. Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал. Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо. Продукты, которые содержат данные вещества: морковь капуста печень животных яйца, растительное и оливковое масло, кисломолочные продукты Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах: мясо яйца мясо рыбы, гречневая крупа, орехи и семечки. Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Приучение детей к самостоятельности
Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы. Обязанности, которые дают им родители, нацелены на то, что бы вовлечь детей в процесс выполнения работы, которая требует от них максимальной самостоятельности. Это проявляется в самостоятельном выполнении домашних задания, в ситуациях, где от ребенка требуется сделать выбор или какое-то решение тоже самостоятельно. Даже некоторые обычные жизненные неудачи могут научить ребенка самостоятельно справляться с ними. По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить : зубной гигиене. Делать выбор касательно предложенных нарядов. Собирать игрушки. Стелить и заправлять постел. ь В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол. Ко второму классу детей полезно научить : убираться на кухне (мыть посуду, вытирать ее и складывать). Пользоваться плитой и уметь готовить себе элементарные завтраки. Пылесосить. К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки. Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.
Контроль выполнения домашнего задания
Чтобы ребенок успешно учился, родители должны контролировать выполнение домашних заданий. Необходимо постоянно следить за записями домашнего задания в дневнике.
Время для выполнения домашних заданий
Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.
Лучше готовить домашние уроки так:
1-й урок – уроки средней сложности
2–3-й уроки – уроки максимальной сложности
4-й урок – более лёгкий
Может случиться так, что ребенок тратит много времени на выполнение домашнего задания. Причины этого следует искать в плохой организации данного процесса, недостаточного контроля со стороны родителей или особенностей психики ребенка. В этом случае родителям следует обратиться за консультацией к учителю или психологу. После этого важно проверять сам факт выполнения домашнего задания. А затей просмотреть правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради - не надо спешить показывать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: "Ты неправильно решил пример, вспомни, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить - есть у тебя ошибки или нет?" И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка. Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
Нередко родители, помимо заданий учителя нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребенок выполняет сначала задания на черновик, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает на дом два столбика примеров, родители заставляют выполнить четыре - лучше будет знать! Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом.
Самая большая помощь, которую вы можете оказать вашему ребенку, это показать, что вам интересно и важно то, что происходит в школе. Такая поддержка окажет реальное влияние на успехи вашего ребенка и на его будущее.
Контакт семьи и школы в период, особенно когда у детей наступает подростковый возраст, должен быть постоянным и целенаправленным, иначе ребёнок или подросток оказывается предоставленным самому себе или нежелательным компаниям.
«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два учителя – школа и семья – не только действуют заодно, но и являются единомышленниками» В. А. Сухомлинский