Ольга Иваницкая
Консультация для родителей «Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением»
▼ Скачать + Заказать документы
«Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением»
Группа № 4 «Теремок»
МБДОУ № 107
У детей с РАС часто наблюдаются повторяющиеся стереотипные действия (стимминг, которые помогают ребенку успокоиться и улучшить саморегуляцию. Внешне аналогичные формы поведения могут иметь и другую функцию, например, для улучшения восприятия поступающей информации при сниженной чувствительности или для того чтобы получить приятные ощущения.
Публикация «Консультация для родителей „Помощь детям с выраженным самостимулирующим поведением“» размещена в разделах
Подобные формы поведения нередко становятся привычными, постоянно воспроизводятся и могут препятствовать обучению и пребыванию в группе. В этом случае следует предоставить ребенку возможность получать те же самые ощущения приемлемым способом во время занятий и увеличить в течение дня количество занятий, обеспечивающих воздействие на ту или иную сенсорную сферу.
Поведение
Ребенок часто кружится, бегает по кругу.
Возможная причина
Стимуляция вестибулярной системы.
Помощь
– Разрешать недолго побегать с умеренной скоростью.
– Увеличить количество действий и занятий, стимулирующих вестибулярную систему.
Поведение
Ребенок сжимает щеки других.
Возможная причина
Получение проприоцептивных ощущений в руках.
Помощь
– Использовать занятия с пластилином, эспандеры, массажеры для рук, сенсорные игрушки.
Поведение
Ребенок часто скрипит зубами.
Возможная причина
Получение проприоцептивных ощущений в челюстных суставах.
Помощь
– В течение дня использовать сенсорные игрушки для ротовой полости, в том числе вибрирующие.
– Предлагать хрустящую еду и еду с вязкой консистенцией, которую необходимо долго жевать, например, жевательные конфеты.
– Периодически в течение дня сдавливать щеки.
– Надувать гору из мыльных пузырей (опустить трубочку в мыльный раствор и дуть, чтобы получилась гора из пузырьков.
Предварительно убедиться, что ребенок не будет втягивать раствор в рот).
Поведение
Ребенку трудно сидеть за партой, он постоянно крутится, раскачивается, вскакивает, сползает на пол.
Возможная причина
Получение вестибулярных и /или зрительных/ проприоцептивных ощущений.
Помощь
– Обеспечить дополнительные сенсорные ощущения и возможность движения во время сидения на разных предметах. С этой целью удобно использовать балансировочную или надувную сенсорную подушки, большой резиновый мяч, на которых ребенок может сидеть во время занятий. К ножкам стула прикрепить широкую эластичную ленту, на которую ребенок может ставить ноги.
Поведение
Ребенок слюнявит пальцы и «рисует» на столе, на полу, на любой поверхности.
Возможная причина
Получение тактильных ощущений в руках или/и в ротовой полости.
Помощь
– Рисовать пальчиковыми красками.
– Работать с пластилином, кинетическим песком.
– Использовать кулоны для жевания.
Поведение
Ребенок часто тянет в рот несъедобные объекты, кусается: жует свою одежду, учебные материалы, кусает себя или окружающих людей.
Возможная причина
Получение проприоцептивных оральных ощущений.
Помощь
– Предложить ребенку на выбор какое-либо приспособление для жевания (кулон, браслет, бусы и пр.).
– Использовать жевательную насадку на карандаш.
– Пить густые напитки (кисель, густой сок и пр.) через трубочку.
– Предлагать хрустящую и вязкую еду.
– Если возможно, использовать жевательную резинку (при условии, что ребенок ее не проглотит).
Поведение
Ребенок на уроке постоянно стучит разными предметами, на перемене многократно громко хлопает дверями.
Возможная причина
Стимуляция слуховой системы.
Помощь
– Предложить слушать музыку в наушниках на перемене.
– На перемене отвести в уголок с музыкальными инструментами или в сенсорную комнату.
Поведение
Ребенок обнюхивает своих одноклассников и учителей. Любит сильные запахи (клея, краски) на занятиях в мастерской. При этом полностью сосредотачивается на них, забывая о полученном задании.
Возможная причина
Стимуляция обонятельной системы.
Помощь
– Использовать вещества с сильными запахами в качестве награды или для переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов (ароматические масла, фломастеры с запахом, ароматические гелевые шарики и пр.).
– Также существует вероятность, что ребенок использует обонятельную систему как основной источник получения информации, поскольку у него присутствует фрагментарность зрительного восприятия. В этом случае следует направить усилия на развитие зрительного восприятия.