Наташа Новаковская
Консультация для родителей «Полезные и бесполезные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка. Что она значит в нашей жизни? Каково ее истинное предназначение? Что это? Средство для развлечения или культурное орудие, передающее состояние современной культуры, суть человеческих отношений и сложное мироустройство?
Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры. (Чем не игрушки современные газеты с кроссвордами, головоломками) А сколько игр на телевидении! Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газеты для взрослого.
Публикация «Консультация для родителей „Полезные и бесполезные игрушки“» размещена в разделах
Зачем же нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Эльконин).
Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.
(Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - замри! Ведь замирают и стоят самые непослушные дети.)
«Игра - школа морали в действии» (А. Леонтьев).
Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональные переживания, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты можно преодолеть с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик наделяются особыми свойствами, смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный мусор, пытаясь навести порядок в детском уголке, кармане. И всякий раз сталкиваемся с просьбой «не выбрасывать». В какие же игры и игрушки играют наши дети?
У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти, как близкие друзья, как воплощение теплоты и значимости той невозвратимой поры. Нормальное становление внутреннего мира ребенка, его развитие немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Подбор игрушки - дело серьезное и ответственное. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно или в силу поверхностных обстоятельств (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую полезность родители недооценивают. Выбирая игрушки для своего ребенка, взрослые, к сожалению, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель игрушки пишет все что угодно, либо руководствуются принципом: «Чем больше, тем лучше, будет чем ребенку заняться», то есть, как правило, приобретают необдуманно, не соотнося с задачей - четким назначением и педагогическими рекомендациями пользования игрушкой.
Отсутствие ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к бессмысленным закупкам однотипных игрушек, бесполезных.
Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Каковы же критерии выбора игрушки?
- соответствие интересам самого ребенка ( интересы взрослого и ребенка зачастую не совпадают: взрослых привлекает внешняя красота, богатство, сложность деталей или описанное в аннотации развивающее значение, у детей другие приоритеты -похожа на любимого сказочного героя, такая же есть у друга);
- возможность что-либо с ней делать - главное достоинство игрушки (разбирать, передвигать, извлекать звуки);
- разнообразие форм активности ребенка: чем более игрушка совершенна, тем меньше простора для творчества (максимальны для преобразований мячи, кубики, пирамидки);
- игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки, которые сами подсказывают способ действия, например, матрешки, пирамидки);
- эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).
Необходимо помнить, что эмоциональный мир ребенка не может развиваться без игрушек. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, уметь общаться и познавать себя. Игрушка должна вызвать чувство и желание в нее поиграть.