Татьяна Долгер
Консультация для родителей «Поиграйте с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Палочки Кюизенера – это набор палочек для счета, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками" Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
Публикация «Консультация для родителей „Поиграйте с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
. Комплект состоит из пластмассовых призм десяти различных цветов и форм.
С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:
- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.
- поможете освоить ключевые средства познания
– сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера, таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.
- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
- сформируете навык самоконтроля и самооценки.
Рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков при работе с палочками Х. Кюизенера
Работа с палочками Х. Кюизенера трудный систематический процесс, требующий ежедневных упражнений. Часть времени ребенок проводит в детском саду, тогда ему на помощь приходит воспитатель, который организует их совместную деятельность и занятия в группе, а также направляет его в самостоятельной деятельности.
Но часть времени, самую продолжительную, ребенок проводит дома с родителями. И вы должны стать их главными помощниками в работе с цветными палочками.
1. Интересуйтесь тем, как дети играют в группе с цветными палочками.
2. Расспрашивайте воспитателей по дидактическим играм с палочками Кюизенера.
3. Старайтесь дома повторить проделанную ребенком работу в детском саду.
4. Поощряйте интерес ребенка к занятиям, старайтесь стимулировать его, чаще хвалить за успехи.
5. Не огорчайтесь, если у Вас что-то не получается. Отложите временно упражнение. Пройдет некоторое время, попробуйте снова его выполнить.
6. Используйте принцип наглядности и последовательности. Двигайтесь от простого к сложному. Показывайте ребенку, что необходимо сделать, чтобы добиться успеха. Старайтесь со временем обращаться к прошлым заданиям, не теряйте связь с уже полученным опытом.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА
Первый этап: игровой Палочки Кюизенера заменяют конструктор и мозаику.
1. Для начала будет этап ознакомления: ребенок возьмет палочки в руки и рассмотрит. Такое полезное задание развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая.
2. Для детей будет понятнее, если мы постараемся донести эти понятия через сказку: например, выстроить разноцветный заборчик для трех поросят. Например, у Ниф-нифа будет маленький белый заборчик, у Наф-нафа в 2 раза больше и длиннее — розовый, а у Нуф-Нуфа — самый длинный и высокий — красный (можно использовать игрушки из киндер-сюрпризов для обыгрывания).
3. Некоторые примеры заданий на начальном этапе:
4. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. Раскладываем палочки по цвету, длине.
5. 1. Попросите ребенка положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
6. 2. Найдите самую короткую палочку и самую длинную. "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняйте концы, и проверьте.
7. 3. Покажите палочку красного цвета, покажите палочку синего цвета. Какая длиннее? (Задания на определение цвета и сравнения величин).
8. 4. Положите две любых палочки. Эти палочки одинаковые или разные? Чем они отличаются?
9. 5. Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
10. 6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую" - и т. д.
11. 7. Выложите несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. «Представьте, что это конфеты». Попросите детей отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Дети должны догадаться, какая палочка пропала.
12. 8. Сколько белых палочек поместиться в одной красной? Сколько голубых поместиться в одной синей?
13. 9. Разложите палочки на 2 кучки : в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
14. 10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"
15. 11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
16. 12. Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые полотенца, чередуя их, слева направо.
17. 13. Покажите желтое (голубое) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали? (1)
18. 14. Какое полотенце короче? Какое длиннее?
19. Подул сильный ветер, и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).
20. 15. Положите 3 красные палочки. Сколько палочек?
21. Сделайте из них треугольник. Какую фигуру сделали?
Уважаемые родители! Внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.