Соловьева Олеся
Консультация для родителей «Подвижные игры в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры в жизни ребенка
Детство – это время игры и движения. Для детей игра является не только развлечением, но и важным фактором в их развитии. Подвижные игры способствуют формированию физической активности, координации движений, развитию мышц, а также улучшению когнитивных навыков и социальной адаптации.
Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Играть в подвижные игры – значит не только получать удовольствие от активности, но и приобретать ценный опыт для будущей жизни. В ходе игр дети учатся работать в команде, соблюдать правила, принимать решения и находить компромиссы. Кроме того, подвижные игры помогают детям осознавать свое тело, его возможности и ограничения. В данной консультации мы рассмотрим пользу подвижных игр для развития ребенка на физическом, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Мы изучим основные типы подвижных игр, которые можно проводить как вне помещений (на улице или во дворе, так и в помещении (на тренировочных площадках или в детских клубах). Вы узнаете, какие навыки и качества развиваются в процессе игры, а также как правильно организовать подвижные игры для ребенка разного возраста. В конце консультации вы найдете полезные советы по выбору и проведению подвижных игр, чтобы сделать детство вашего ребенка более активным и насыщенным.
Влияние подвижных игр на физическое развитие ребенка
Подвижные игры играют важную роль в физическом развитии детей. Они способствуют укреплению мышц, повышению гибкости и координации движений. Во время активных игр, ребенок бегает, прыгает, карабкается - все это тренирует его силу и выносливость. Более того, подвижные игры помогают формировать правильную осанку и развивать моторику.
Игры на свежем воздухе особенно полезны для физического развития детей. Ребенок получает больше кислорода, а также укрепляет иммунную систему благодаря контакту с природой. Например, игры с мячом или прятки требуют быстроты реакции и хорошей координации движений. Недостаток физической активности может привести к ослаблению мышц и различным проблемам со здоровьем. Поэтому важно поощрять детей к участию в подвижных играх. Регулярное занятие спортом или активными видами отдыха помогает не только укрепить организм, но и повысить уровень энергии и общую жизненную активность ребенка. В результате, дети становятся более здоровыми и самоуверенными.
Роль подвижных игр в социально-эмоциональном развитии детей
Подвижные игры играют важную роль в социально-эмоциональном развитии детей. В процессе совместной активности с другими детьми, ребенок учится сотрудничать, развивает навыки коммуникации и установления контакта. Он также осваивает нормы поведения в группе и учится принимать решения. В ходе подвижных игр дети вырабатывают эмоциональную интеллектуальность - способность понимать и управлять своими чувствами и эмоциями, а также понимать эмоции других людей. Ребенок учится распознавать свое состояние и выражать его словами или жестами.
Игры также способствуют развитию моторных навыков и координации движений. Подвигаясь, прыгая, бегая, ребенок тренирует мышцы тела и развивает ловкость. Это помогает ему стать физически более активным и здоровым. Кроме того, подвижные игры способствуют формированию самостоятельности и самоуверенности. Ребенок учится принимать решения, определять свои цели и достигать их. В процессе игры он осознает свои возможности и развивает веру в себя
Когнитивные выгоды подвижных игр для развития умственных способностей ребенка
Подвижные игры играют важную роль в развитии когнитивных способностей у детей. Во время активной физической активности, они не только укрепляют мышцы и повышают выносливость, но и стимулируют мозговую деятельность. Когнитивные выгоды подвижных игр включают в себя развитие логического мышления, пространственной ориентации, концентрации внимания и памяти. Во время игры на свежем воздухе или в помещении, дети сталкиваются с различными задачами, которые требуют использования логического мышления. Например, они должны придумывать стратегии для достижения цели или решать головоломки и головоломки. Это помогает им развить аналитические навыки и способность видеть причинно-следственные связи.
Подвижные игры также способствуют развитию пространственной ориентации у детей. Они учатся определять свое положение в пространстве, а также понимать относительное расположение объектов и людей. Например, в играх типа "прятки" или "футбол", дети должны быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и адаптироваться к новым условиям. Кроме того, подвижные игры требуют от детей концентрации внимания и развития памяти
Как подвижные игры способствуют формированию моторики и координации у ребенка
Подвижные игры являются неотъемлемой частью жизни ребенка и имеют важное значение для его физического развития. Они способствуют формированию моторики и координации у детей. Во время подвижных игр ребенок активно использует свое тело, выполняет разнообразные движения и упражнения. Это помогает развить силу мышц, гибкость, выносливость и координацию движений. Например, бегать, прыгать, кататься на велосипеде или качелях требует от ребенка умения контролировать свое тело и выполнять сложные двигательные задачи. Кроме того, подвижные игры способствуют развитию равновесия и ориентации в пространстве. Ребенок изучает свое тело и его возможности взаимодействовать с окружающим миром. Игры с мячом или другими предметами тренируют точность движений и позволяют осознавать свою силу и возможности.
Подвижные игры также способствуют социальному развитию ребенка. В процессе игры дети учатся сотрудничать, коммуницировать и развивать навыки взаимодействия с другими людьми. Они учатся быть толерантными, адаптироваться к правилам игры и уважать интересы других
Подвижные игры как средство развития творческого мышления и воображения у детей.
Подвижные игры играют важную роль в развитии творческого мышления и воображения у детей. Во время активной физической деятельности, ребенок не только тренирует свое тело, но и развивает свой ум. Играя в подвижные игры, дети вынуждены придумывать новые способы достичь цели или преодолеть препятствие. Это стимулирует их творческое мышление, так как они должны постоянно находить нестандартные решения. Кроме того, во время подвижных игр дети могут воплощать различные роли и сценарии, что развивает их воображение. Они могут представить себя пиратами на корабле, ловцами преступников или героями из книг. Эти игры помогают детям расширять свой миропонимание и переживать различные эмоции. В результате, подвижные игры способствуют формированию у детей более гибкого мышления и способности видеть мир из других точек зрения.
Основные типы подвижных игр
Подвижные игры являются популярной формой активного отдыха, спорта и развлечения. Они не только помогают поддерживать физическую форму, но и развивают координацию, гибкость и социальные навыки. Существует множество типов подвижных игр, каждый из которых имеет свои особенности и правила.
Первый тип - командные игры. В таких играх участники делятся на команды и соревнуются друг с другом. Примерами командных игр являются футбол, баскетбол или волейбол. Они требуют от участников коллективной работы, стратегии и взаимодействия.
Второй тип - индивидуальные игры. В этом случае каждый участник действует самостоятельно без помощи команды. Такие игры как легкая атлетика или теннис отлично развивают личное мастерство и конкурентоспособность.
Третий тип - парные игры. Здесь двое участников соревнуются друг с другом в рамках одной команды или противоположных сторон. Например, парный теннис или парные танцы. Эти игры развивают сотрудничество, взаимодействие и чувство партнерства.
Четвертый тип - настольные игры. Они отличаются тем, что участники играют на специальном столе или поверхности.
Стратегические подвижные игры - это тип игр, где игрокам предоставляется возможность разрабатывать и исполнять стратегии для достижения победы. В таких играх важно не только умение быстро передвигаться и реагировать на события, но и анализировать ситуацию, принимать решения и прогнозировать ходы противника. Одним из самых известных примеров стратегических подвижных игр является шахматы. В этой игре каждый игрок имеет определенное количество фигур, которые могут перемещаться по доске в соответствии с определенными правилами. Целью каждого игрока является мат короля противника, используя свои фигуры для создания угроз. Стратегические подвижные игры требуют не только хорошего понимания правил и механик игры, но и умения анализировать ситуацию, принимать решения и предвидеть ходы противника. Эти игры также развивают стратегическое мышление, планирование и прогнозирование результатов действий.
Физические подвижные игры представляют собой разновидность активных игр, в которых участники должны проявить физическую активность и подвижность. В таких играх важным элементом является не только интеллектуальная составляющая, но и физическая выносливость и координация движений. Одним из типов физических подвижных игр являются командные спортивные игры. Такие игры требуют от участников коллективной работы, координации действий и командного сотрудничества. Примерами таких игр могут быть футбол, баскетбол, волейбол и хоккей. Еще одним типом физических подвижных игр являются индивидуальные спортивные игры. В таких играх каждый участник действует самостоятельно, стремится достичь лучших результатов и превзойти своих соперников. Примерами таких игр могут быть теннис, гольф, плавание и бег. Физические подвижные игры являются отличным способом развития физической формы, улучшения координации движений и повышения выносливости
Командные подвижные игры - это разновидность игр, в которых участники делятся на команды и соревнуются в физической активности. Такие игры помогают развивать командный дух, сплоченность коллектива и физическую выносливость. Одной из самых популярных командных подвижных игр является "Футбол". В этой игре две команды соревнуются за то, чтобы забить мяч в ворота противника. Футбол требует от участников хорошей координации движений, стратегического мышления и быстрых реакций. Еще одной интересной командной подвижной игрой является "Баскетбол". В этой игре две команды бросают мяч через кольцо противника, пытаясь набрать как можно больше очков. Баскетбол требует от участников хорошей координации рук и глаз, а также высокую физическую форму. Также стоит отметить игру "Волейбол", где две команды соперничают за право перебросить мяч через сетку на сторону противника. Волейбол развивает быструю реакцию, силу и выносливость. Командные подвижные игры могут быть очень разнообразными и включать в себя такие виды спорта, как хоккей, регби, гандбол и многие другие.
Примеры подвижных игр
«Совушка»
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
«Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц». Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» - «охотником».
«Лиса в курятнике»
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
«Пробеги тихо»
Цель: учить бесшумно двигаться.
Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.
«Самолеты»
Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.
Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
«Зайцы и волк»
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
«Охотник и зайцы»
Цель: учить метать мяч в подвижную цель.
Ход игры: На одной стороне – «охотник», на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца». «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев», затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы». «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник», «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц», в которого попал «охотник», считается подстреленным, и «охотник» уводит его к себе.
«Жмурки»
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:
- Кот, кот, на чем стоишь?
- На мосту.
- Что в руках?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас!
Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.
«Удочка»
Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.
Примеры подвижных игр с родителями дома
Зеркало
Цель: воспитывать артистичность и выразительность движений.
Описание. Водящий стоит к игроками лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.
Примечание. Роль водящего может выполнять как взрослый, так и ребёнок.
Фантазёры
Цель: формировать творческое воображение.
Описание. Игроки шагают в колонне по одному, взрослый громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал ведущий. Отмечается самый интересный образ.
Примечание. Каждый игрок старается придумать свою фигуру.
«Повтори наоборот»
Цель: развивать пространственную координацию.
Описание. Водящий стоит лицом к игрокам. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.
Летает – не летает
Цель: воспитывать внимание и сообразительность.
Описание. Игроки встают в круг по одному, ведущий называет предметы, насекомых. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, шарик, жук, самолёт, птица, и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз.
«Земля, вода, воздух» (метание)
Цель: Учить детей ловить мяч. Развивать ловкость и внимание, быстроту. Закрепить название рыб, птиц.
Инвентарь. Малый мяч.
Подготовка к игре. Игроки, садятся по кругу. Взрослый, с мячом в руках, в середине круга.
Описание игры. Игра начинается по указанию ведущего, который бросает любому из игроков малый мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Например, он говорит: «Вода». Игрок, которому ведущий бросил мяч, должен поймать его и быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде (например, щука). Если ведущий называет слово «воздух», то нужно назвать какую-нибудь птицу. После этого игрок бросает мяч другому игроку, называя одно из указанных слов. Можно в промежутке сказать: «Огонь». Тогда игрок должен ответить: «Горит, горит!» Игрок, допустивший ошибку, садится на расстоянии одного шага за круг и сидит до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку. Тогда тот садится за круг, первый идет на свое место в кругу. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибку.
«Кольцебросы» (метание)
Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.
Описание игры: дети договариваются, по сколько колец будет бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки.