Любовь Русын
Консультация для родителей «Подвижные игры народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» п. Маромица
«Подвижные игры народов России»
Подготовила: Русын Любовь Геннадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
2019 г.
Публикация «Консультация для родителей „Подвижные игры народов России“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Россия. Игры, дидактические пособия
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. В игре дети обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики, неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость сообразительность, проявляют смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость и волю к победе.
В процессе использования подвижных народных игр решаются следующие задачи:
• создание здоровьесберегающей и развивающей среды;
• накопление ребенком необходимого двигательного и речевого опыта;
• укрепление физического, психического и духовного здоровья;
• повышение творческого двигательного потенциала детей;
• формирование личностной культуры;
• обогащение словаря.
Благодаря использованию народных подвижных игр в дошкольном возрасте у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных стран, и в первую очередь к культуре родной страны, создается эмоциональная и уважительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками и потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Вот, к примеру, одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На веселую игру.
А кого не примем -
За уши поднимем.
Уши будут красные,
До того прекрасные.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Именно в правилах игры заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов «не дам тебе своих цыплят ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве. А также проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи. В этой игре мы наблюдаем принцип - «один - за всех, все – за одного» - цыплята. Ответственности, смелости, находчивости – наседка.
Таким образом, народные подвижные игры в комплексе с другими средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Также нельзя забывать и о том, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Предлагаем вашему вниманию следующие варианта народных подвижных игр для дошкольников, которые вы, родители, с легкостью можете использовать в качестве развлечения с детьми как дома, так и на улице:
Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры : Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.
«Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать выпускать из круга и сразу же закрывать его.
Татарская народная игра «Перехватчики».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры : На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В концы игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Правила игры : Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.
Русская народная игра «Удочка»
Цель: развивать внимание, ловкость.
Ход игры : Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становится в центр круга. Водящему выдаётся верёвочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать верёвочку. Задача всех игроков перепрыгнуть через неё и не быть пойманными, та «рыбка», которая попадётся на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».
Ненецкая игра «Хейро»
Ход игры : играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала «солнце».
Башкирская народная игра «Юрта» (Тирмэ)
Ход игры : в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Главное правило: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Калмыцкая народная игра «Прятки» (Булдат наадлген)
Ход игры : на лесной опушке (в лесу, в парке) играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются ролями.
Главное правило: подсматривать нельзя, пока одна группа детей прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков (например, досчитав до 10).
Желаем Вам и вашим детям почаще играть дома и на улице
в народные подвижные игры!